09-01-19

Политика

Везет тому, кто везет?

Реструктуризацию правительства Нижегородской области не следует понимать только как некие изменения в команде Валерия Шанцева, имеющие целью адаптировать исполнительную власть к условиям экономического кризиса. В большей степени стоит говорить о реструктуризации в нижегородской элите, а также о том, что были и другие варианты развития событий.

Новогодние сюрпризы

Сразу отметим, что, скорее всего, реструктуризация правительства Нижегородской области стала экспромтом губернатора Валерия Шанцева. Уход знаковых фигур из команды Шанцева вызвал эту реструктуризацию, а не наоборот. Неготовность выдвинуть новые фигуры на правительственную аван­сцену (из-за отсутствия кадрового резерва у Валерия Шанцева), заставила губернатора банально сократить количество своих заместителей. Нагрузка на которых, как и прежде, будет распространяться неравномерно.

Итак, ушли вице-губернатор Виктор Клочай, заместители губернатора Сергей Потапов и Ирина Живихина. Похоже, ждет компенсирующее их уход возвышение заместителя губернатора Владимира Иванова. Есть достаточные причины, которые объясняют отставки Клочая, Потапова и Живихиной.

Клочай курировал реальный сектор экономики (промышленность и сельское хозяйство). Отсутствие темпов роста и даже спад в промышленности начался в Нижегородской области за шесть–девять месяцев до мирового экономического кризиса. Кроме того, у Клочая была и личная причина для отставки — он по натуре бизнесмен, который хочет играть первую скрипку. В первые год-два он удовлетворил свои амбиции вице-губернаторством, а дальше ему стало скучно. А в этой ситуации на управленца накатывает усталость и апатия.

Ирина Живихина — это неплохой системщик с теоретической жилкой. Она способна проанализировать ситуацию, установить диагноз, прописать лекарства, а дальше, когда объект воздействия продолжает жаловаться на недомогание, Живихиной становится неинтересно. Как практик, она не нашла общего языка ни с предпринимателями, ни с лесопромышленниками, которых лечила своим системным подходом. Управленец Живихина в личном плане так устроена, что она не может более трех лет работать на одном месте. Еще год назад говорили, что ей в Нижегородской области стало скучно.

Иванов резко выделялся своей эффективностью и профессионализмом даже на фоне Живихиной и Клочая, не говоря уже об остальных членах правительства. Нюанс тут состоял в том, что Иванов выглядел много сильнее… самого Шанцева

Сергей Потапов не справился ни с одной политической или управленческой задачей, которые ему поручал решить личный друг, губернатор Валерий Шанцев. Он провалил и две федеральные выборные кампании (госдумовскую и президентскую) в Нижегородской области, не решил задачу создания шанцевской элиты, забросил работу с депутатами Законодательного собрания… В последнее время он превратился в супердорогого для бюджета болельщика футбольной команды «Волга». Скорее всего, Потапова уволила Москва, а не соратник-райкомовец Шанцев. У него нет личной причины для ухода — Сергей Александрович прекрасно себя чувствовал в роли кипучего лентяя, который постоянно заседал и давал интервью.

Несмотря на вышесказанное, вполне реальным был вариант, когда Клочай и Живихина остались бы еще на год в областном правительстве (Потапов стоит особняком), а ушел бы из Белого дома заместитель губернатора Владимир Иванов, который пахал в последнее время и за себя, и за того парня (за Потапова — в ЗС НО, частично за Клочая — с крупным бизнесом и банкирами). Но при желании к результатам его работы тоже можно было прицепиться. Тут и ошибочное прогнозирование экономической ситуации в Нижегородской области, и проблемы с бюджетным планированием (за год изменения в бюджет вносились восемь или девять раз, что в отдельных случаях подавалось как позитив — доходы растут, как на дрожжах, а в других случаях, как негатив — дополнительные доходы дольше и сложнее использовать). Не все было гладко и в инвестиционной сфере, которую до нового года курировал Владимир Иванов.

Но главное в другом — Иванов оказался очень противоречиво встроен в команду Шанцева. Он резко выделялся своей эффективностью и профессионализмом даже на фоне Живихиной и Клочая, не говоря уже об остальных членах правительства. Нюанс тут состоял в том, что Иванов, на мой взгляд, выглядел чуть ли не сильнее… самого Шанцева. А это с учетом личных качеств губернатора — довольно опасно для карьеры. Кроме того, Иванов, не занимающийся спортом, всегда с сигаретой в руке, ментально не вписывается в спортивную команду Валерия Павлиновича, где бытовало мнение: спорт обязателен для правильного мышления. Поэтому реструктуризация правительства вполне могла принять и другой вид — уход Иванова, а не Клочая и Живихиной. Если бы не кризис, то, скорее всего, так бы и получилось, но Шанцев решил, что в неблагоприятных экономических условиях лучше переложить основной груз забот на суперпрофессионала Владимира Иванова.

Темная лошадка выходит вперед

Основное же своеобразие нового положения в областном правительстве состоит в том, что усиление будущего вице-губернатора Владимира Иванова означает ослабление губернатора Валерия Шанцева.

У Иванова полномочия шире, чем у бывшего вице-губернатора Клочая. Тот курировал только реальный сектор экономики, а Владимир Александрович еще и бюджетно-финансовую сферу. Реальный сектор и финансы — это практически вся оперативная деятельность в условиях кризиса и по выходу из кризиса. Она оказывается зациклена на Иванове. Губернатор заявил о том, что он собирается лично возглавить так называемый инвестиционный блок в правительстве Нижегородской области. Но известно, что инвестиции дают отдачу только через два–три года, а то и через четыре года спустя. Таким образом, антикризисным менеджером становится не Шанцев, который увильнул от ответственности, а Иванов.

Отметим, что менеджерская экспансия является свойством Иванова как управленца, сформировавшегося в этом качестве в рамках местного самоуправления, где решения обычно принимаются единолично. Он всегда действует инициативно, даже наступательно, подменяя тех или иных министров. Всем известно, что Владимир Иванов является признанным специалистом в сфере привлечения инвестиций, чем он до конца 2008 года совместно с Шанцевым и занимался. Если у Валерия Павлиновича в инвестиционном блоке дела не пойдут, то Иванов займется и этой сферой. А вероятность того, что у Шанцева в инвестиционных делах не получится, очень высока. Скорее всего, губернатор просто придумал красивый и комфортный уход от реальных дел — загранкомандировки, работа с крупными компаниями.

Усиление Иванова не может не быть замечено той частью нижегородской элиты, которая недовольна губернатором Шанцевым. Это означает, что реваншисты, в том числе и кириенковцы (они и рекомендовали Иванова в команду Шанцева в августе 2005 года), наверняка политически поддержат эту укрепившуюся фигуру. Кроме того, у Владимира Иванова очень большой авторитет в Законодательном собрании, роль которого в 2009–2010 годах будет неизбежно возрастать. При поддержке различных элитных группировок, средств массовой информации, у Иванова есть реальные шансы стать претендентом на пост губернатора в августе 2010 года, когда у Валерия Шанцева заканчивается срок полномочий.

В противоположность Иванову губернатор Шанцев может быстро стать политическим одиночкой. Элита почувствовала его слабину, а слабых, как известно, бьют. По крайней мере, не видно тех крупных системных сил, которые бы сплотились вокруг инвестиционного губернатора. Всем интересен реально действующий и ответственный человек, пусть и в должности вице-губернатора. И главы местного самоуправления, и бизнес, скорее всего, переориентируются достаточно быстро и безболезненно.

У Шанцева нет никаких политических перспектив, если только в нижегородской элите не начнется борьба амбиций по принципу: если не я, то пусть останется варяг Шанцев, лишь бы не другой нижегородец.

Глава региона Шанцев явно собрался на горбу Владимира Иванова въехать на следующий пятилетний губернаторский срок. Пусть уж повезет тому, кто везет, а не тому, кого везут. И тут ответственность лежит на нижегородской элите, которая должна найти правильные решения и для себя, и для нижегородцев — для всей Нижегородской области.


Виктор Владимирович КЛОЧАЙ

Родился 27 июня 1957 г. в Черкасской области.

Образование высшее. В 1979 г. с отличием окончил Донецкий политехнический институт. Кандидат технических наук.

С 1981 г. по 20 марта 1986 г. — на общественной работе (секретарь комитета ВЛКСМ ЧМЗ, первый секретарь Череповецкого ГК ВЛКСМ)

С 26 марта 1986 г. по 12 марта 1999 г. — продолжил работу на Череповецком металлургическом комбинате, реорганизованном в 1993 г. в ОАО «Северсталь».

С марта 2001 г. — генеральный директор ОАО «ЗМЗ». С августа 2002 г. — генеральный директор ОАО «ЗМЗ» и ОАО «УАЗ».

C апреля 2003 г. — первый заместитель гендиректора холдинга ОАО «Северсталь-авто» — гендиректор производства автомобилей и силовых агрегатов. С 1 июня 2005 г. — заместитель гендиректора ЗАО «Северсталь-групп». С 25 августа 2005 г. — вице-губернатор, первый замгубернатора по развитию научно-производственного и экономического потенциала Нижегородской области.

Сергей Александрович ПОТАПОВ

Родился 19 апреля 1951 г. в Ниже­городской области.

В 1973 г. окончил МИНХ имени Г.В. Плеханова. С 1975 г. по 1980 г. — завотделом пропаганды, секретарь, первый секретарь Волгоградского райкома ВЛКСМ Москвы.

С 1980 г. по 1990 г. — завотделом пропаганды Волгоградского райкома КПСС. С 1990 г. по 1993 г. — председатель Волгоградского районного Совета народных депутатов. 17 декабря 1995 г. был избран депутатом ГД второго созыва (по списку КПРФ). 19 декабря 1999 г. был избран депутатом ГД третьего созыва (по списку КПРФ).

7 декабря 2003 г. баллотировался в депутаты ГД четвертого созыва (по списку КПРФ — №2 Старорусской группы). В 2004 г. в числе других выступил против политики Геннадия Зюганова. В созданной оппозиционной Всероссийской коммунистической партии будущего — зампредседателя политбюро ЦК. С 25 июля 2006 г. — замгубернатора, зампредседателя правительства по государственно-правовому и организационному обеспечению, полномочного представителя губернатора в ЗС НО.

Ирина Борисовна ЖИВИХИНА

Родилась 18 июля 1967 г. в г. Рига, Латвия. В 1988 г. окончила МИНХ им. Плеханова. С 1988 г. по 1992 г. — мнс НИО МИНХ им. Г.В. Плехановагламенту и организации работы ГД. С 1993 г. по 1994 г. — директор общественной организации «Международная гильдия брокеров». С 1994 г. по 1995 г. — замуправляющего отделением «Южное» КБ «Балчуг». С 1996 г. по 1998 г. — советник зампредседателя Правления «Онэксимбанка». С 1997 г. по 1998 г. — конкурсный управляющий РАТБ «Рато-банка».

В правительстве Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко, Евгения Примакова и Сергея Степашина — зампредседателя Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства. С 1999 г. — замгубернатора Красноярского края, директор комитета по управлению госимуществом. С 2001 г. по 2005 г. — начальник управления имущественных и земельных отношений Управления делами Президента РФ.

С 2005 г. — замгубернатора, зампредседателя правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия.

Виктор Деменев