№63 (1381), 01.09.2008

Общество

Кривыми тропками к истокам

Как следует из сообщения, размещенного на официальном сайте Администрации города Дзержинск, с 1 сентября одиннадцать общеобразовательных школ города будут вовлечены в эксперимент по преподаванию предмета с загадочным и интригующим названием «Истоковедение». Пока «Истоковедение» будет преподаваться только в 1-м и 5-м классах и на факультативной основе. Однако Администрация города обещает, что «в будущем в программу обучения этим дисциплинам могут быть вовлечены все школьники» (и видимо, не только этих одиннадцати школ, а всех школ города).

Самое же главное, пожалуй, то, что внедрением «Истоковедения» в дзержинские школы управление образования города занимается совместно с Нижегородской Епархией и Благочинием дзержинского округа. Если верить официальной информации, обучающие семинары для педагогов, которым предстоит вести курс «Истоковедения», проводились на как раз средства дзержинского благочиния — факт, свидетельствующий о том, что Нижегородская епархия рассматривает распространение этого курса как чрезвычайно важное дело. Заметим еще, что вопросом о преподавании «Истоковедения» занимался лично архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Решение о введении нового предмета в школьную программу было принято в марте на встрече Владыки с работниками Управления образования Дзержинска, учителями и директорским корпусом школ города.

И если в Дзержинске программу «Истоковедение» еще только собираются ввести и только в нескольких школах, то в Сергачском районе программа уже год работает, причем не только в школах, но и в детских садах района.

Для того, чтобы разобраться, что такое «Истоко­ведение» и почему наша епархия так активно взялась за его внедрение в областную образовательную программу, я решил позвонить в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Едва я объяснил, чем интересуюсь, не успев даже задать ни одного вопроса, моя собеседница на том конце провода (к сожалению, ее именем и должностью я поинтересоваться тоже не успел) бойко затараторила, что «Истоковедение» — программа, разработанная под руководством профессора Российской академии естественных наук

Игоря Кузьмина, чрезвычайно нужная и важная не только для современной российской школы, но и для всего общества. Интонации моей собеседницы и козыряние титулами автора программы мне откровенно не понравились. Было в этом нечто до боли знакомое: точно с такими интонациями и приемами всевозможные торговцы в разнос пытаются впаривать свой, как правило, трижды никому не нужный товар. «Нужно стараться быть объективным», — одернул я сам себя.

Тем временем моя собеседница, опять-таки не дожидаясь моих вопросов, заявила: «Программа абсолютно неконфессиональная». «Как так? – удивился я. — А при чем тут тогда вы? При чем тут архиепископ Георгий? Он же лично занимался продвижением «Истоковедения» в школы…» — «А просто Владыка наш — хороший человек и заботится о повышении качества образовании», — ответствовали мне. Ну хорошо, допустим… Хотя, согласитесь, «просто хороший человек» — не совсем убедительный документ.

Когда же я попытался выяснить, что же такое «Истоковедение» и в чем его ценность, меня пригласили в Дзержинск на семинар для преподавателей «Истоковедения», где я получу ответы на все свои вопросы. К сожалению, семинар проводится в день подготовки номера в печать, и соответственно, статью пришлось бы отложить до следующего номера. Мне же хотелось, чтобы обсуждение в газете новых инициатив в сфере образования началось до 1-го сентября. И потому я предпринял попытку поискать информацию об этом учебном курсе в Сети.

Оказывается, «Истоко­ведение» уже преподается в нескольких регионах России, и его авторы и разработчики прилагают недюжинные усилия, чтобы ввести «Истоковедение» в обязательную школьную программу. Более того, они, кажется, рассчитывают внедрить соответствующий курс еще и в программы высшей школы.

Я, кстати, обнаружил, что в отделе религиозного образования меня, скажем так, ввели в заблуждение (если не написать «обманули»). «Программа абсолютно неконфессиональная…» Позвольте, а вот сайт Михайловского благочиния Владимирской епархии, на территории которого «Истоковедение» преподается аж с 2005 года, прямо пишет: «Предмет «Истоки» — аналог «Основ православной культуры». И в интервью с самим Кузьминым, главным автором и разработчиком программы, утверждается: «В основе курса лежат православные традиции, так как именно православие — основа духовно-нравственного возрождения в России». А вы говорите «неконфессиональная программа». Как же так?

Такое вот лукавство настораживает. А еще более настораживает то, что не так-то просто выяснить, чему наших детей будут учить на «Истоковедении». В Сети полно всевозможной словесной шелухи о программе. Такой вот, например: «В программе «Истоки» заложена постоянно развивающаяся на практической основе взаимосвязь управленческой, экономической, социально-психологической и собственно образовательной концепции, обеспечивающая социокультурное возрождение общества на основе духовно-нравственных ценностей, системного подхода к Истокам в образовании». Что такое «Истоки в образовании»? При чем тут управленческие и экономические концепции? Пойди пойми.

Или вот на сайте «Истоков» говорится: «В программе учебного курса «Истоки» задумано удивительное — научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном». Ну что? Вы поняли, чему и как будут учить наших детей? Я, признаться, нет.

Мне удалось обнаружить документ, озаглавленный «О программе «Истоки»», а в нем раздел «Содержание программы», но и он особой ясности не внес. Программа для дошкольников представляет просто набор слов, который можно трактовать как угодно. Приведу из нее кусочек:

«4–5 лет

Родной очаг. Дружная семья. Домашнее тепло.

Родные просторы. Дорога добра. Сказочный лес.

Труд земной. Добрая забота. Праведный труд.

Труд души. Любимая сказка. Благодарное слово. Светлый праздник.

5–6 лет

Вера. Верность родной земле. Радость послушания.

Надежда. Светлая надежда. Доброе согласие.

Любовь. Добрые друзья. Добрые дела.

Мудрость. Мудрое слово. Мудрые люди.

6–7 лет

Традиции слова. Ска­зочное слово. Напут­ственное слово. Жиз­нен­ный путь.

Традиции образа. Свет­лый образ. Чудотворный образ.

Традиции дела. Мастера и рукодельницы. Старание и терпение.

Традиции праздника. Семейные традиции. Книга – праздник души».

Вам не кажется, что дело попахивает религиозной пропагандой? Нет? Ну вот тогда вам выдержки из программы для школьников: «В 3-м классе идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека («Вера», «Надежда», «Любовь», «София»). … В 6-м классе, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского. … В 9-м классе («В поисках истины») учащиеся знакомятся с возможными путями к истине, которыми веками шел человек в нашем Отечестве». Что это такое, если не идеологическая накачка?

Но тогда причем тут «образовательная дисциплина»? Почему бы не называть вещи своими именами?

Нет, я даже готов согласиться, что в современной школе надо бы усилить воспитательный компонент. И, наверное, патриотическое воспитание тоже следует вернуть в школы. Но я почему-то не хочу, чтобы это делалось вот так. И не уверен, что соглашусь, чтобы кто-либо, предварительно наговорив мне про «ценную образовательную программу», взялся учить моих детей «радости послушания».

Кирилл Лодыгин