11-01-17

Политика

Вадим Булавинов: ушел, чтобы вернуться?

Политическая карьера Вадима Булавинова никогда не была ровной, за исключением шести лет — с 2003 по 2009 годы. Он не раз попадал в экстремальные ситуации. И поэтому очередная встряска в 2010 году — это скорее закономерность, чем случайность. Выбираться из проблем экс-мэру всегда помогали прямые выборы. Теперь, когда выборность управзднили, Булавинову будет трудно продемонстрировать свою живучесть в нижегородской политике.

Харизматичный адвокат

Вадим Булавинов появился в нижегородской политике в 1993 году. Особо никому не известный 30?летний адвокат, не будучи в списке губернатора Бориса Немцова, уверенно выиграл выборы в Государственную думу первого созыва. Про нынешних руководителей Нижнего Новгорода говорят, что вот, наконец-то, пришли к власти предприниматели. Это неверно. Булавинов тоже был предпринимателем. Другое дело, что политическая деятельность для него была приоритетом. Кстати, именно из-за участия в бизнес-проектах фамилия Булавинова звучала в историях убийств Сергея Скорочкина и Абдулхамида Садекова, о которых сегодня радосно напоминают оппоненты экс-мэра.

Молодой харизматичный политик из Нижнего Новгорода в Госдуме вступил в группу независимых депутатов, которые балансировали между властью и оппозицией. С одной стороны, они чуть ли не требовали восстановления СССР, с другой — поддерживали власть в случае тех или иных уступок и преференций.

Казалось, что в 1995 году у Булавинова не будет проблем с переизбранием в Госдуму. Но губернатор Немцов и тогдашний мэр Нижнего Новгорода Иван Скляров пообещали лидеру «Яблока» Григорию Явлинскому, что один из депутатских мандатов будет у его партии. Он достался сопернице Вадима Булавинова Ольге Беклемищевой. Для него это был неожиданный и серьёзный удар. Булавинов собирал пресс-конференции и обращался в суды. Но потом успокоился и начал готовиться к реваншу.

Чтобы не делать большой паузы в политике, Вадим Булавинов принял участие в выборах в Городскую думу и выиграл. Понимая, что ему необходимо дать избирателям какой-нибудь сильный сигнал, подтверждающий его потенциально высокий статус, он баллотировался на пост губернатора Нижегородской области. Его выборная кампания была достаточно успешной, если учесть, что он навязывал конкуренцию таким сильным кандидатам, как Иван Скляров и Геннадий Ходырев. Булавинов не победил, но получил неплохие результаты.

После этого у многих сложилось мнение, что Булавинов готов участвовать в любых выборах. Мол, ему безразлично — лишь бы были выборы. Однако в 1998 году, когда Нижний Новгород выбирал мэра, Вадим Булавинов кампании проигнорировал. Помнится, в первый раз он симпатизировал Андрею Климентьеву, а во втором — у него была договоренность с Юрием Лебедевым о том, что депутат ему мешать не будет.

В 1999 году Вадим Булавинов взял долгожданный реванш у Ольги Беклемищевой на выборах в Госдуму. Казалось, что его ждет долгая и относительно спокойная депутатская карьера. Но в 2001 году он опять участвует в выборах губернатора Нижегородской области. Считалось, что его участие на пользу Склярову и во вред Ходыреву. Поэтому Булавинова чуть ли не уговаривали стать кандидатом. Но он к тому времени считал, что у него есть и шансы на победу. И официально набрал 20?% голосов. Не исключено, что часть голосов ему срезали. Любопытно, что тогда голоса Булавинов набрал равномерно — и по городу, и по области.

Перед вторым туром выборов Булавинов поддержал Ходырева. Отсюда впечатление, что голоса у него украли, только усилилось.

Между тем, в Госдуме Вадим Булавинов занял одно из ведущих мест во фракции «Народный депутат». И в «Народной партии», о которой поговаривали, что это проект Кремля. Но тогда «проекты» не были такими управляемыми, как сейчас. Одно из лидирующих мест в крупной депутатской группе сблизило его с кремлевскими политтехнологами, вроде Владислава Суркова. Он нашел контакт и с молодыми «единороссами» — Вячеславом Володиным, например.

В преддверии мэрских выборов в 2002 году из администрации президента была дана команда найти такого человека, который бы победил действующего градоначальника Юрия Лебедева. Даже тогдашнему президенту Владимиру Путину, по нашим данным, внушили, что есть такой плохой мэр в Нижнем Новгороде, которого надо убрать с поста. Плюс ко всему на выборах опять ждали Андрея Климентьева.

Каждая значимая политическая сила готова была сделать все, чтобы выполнить волю президентской администрации: выдвинули Михаила Дикина, «ходыревцы» были готовы пожертвовать вице-губернатором Юрием Сентюриным, а полпредство сделало ставку на фактически уже мастера ведения выборных кампаний — Вадима Булавинова. Говорят, его чуть ли не на коленях упрашивали. То, что у него было недостаточно гохозяйственного опыта, никого не смущало. Решили, что главное — помочь ему победить Лебедева и Климентьева, а там поддерживали бы всем миром.

И Булавинов победил. Но как? Со скандалом на всю Россию. Был произведен ­беспрецедентный арест бюллетеней. Такое не проходит бесследно. Карма. Возможно, три месяца назад как раз и наступила расплата.

Заметная потеря?

Восемь лет мэрства Вадима Булавинова нужно признать удачными. В 2002—2003 годах периодически возникали слухи, что быть главой Нижнего Новгорода ему не хочется. Он спит и видит, как вернуться на легкие хлеба в Госдуму. Но к 2005 году стало понятно, что Булавинов в мэрах если и не надолго, то всерьез. Второй раз он избрался уже практически без конкуренции. Но не будем забывать, что и времена изменились. Наступил период, когда выборы стали выигрывать до выборов. А кампания все больше превращалась в формальность. В итоге в свою вторую кампанию Булавинов получил 78?% голосов.

Это было уже при губернаторе Валерии Шанцеве, который никого не знал в Нижнем Новгороде и не препятствовал популярному градоначальнику в переизбрании.

К весне 2006 года отношения между Булавиновым и Шанцевым стали напряженными. Через год они стали откровенно сложными. Но это не очень тревожило мэра. Он не хотел войны между Серым и Белым домами, но и так просто уступать не желал. Булавинов был уверен, что у него есть козырь, который его оппонентам не перебить ни при каких обстоятельствах, даже при помощи Шанцева. Это прямые мэрские выборы. И это помогало ему сохранять независимость.

До весны 2009 года и Городская дума Нижнего Новгорода (в целом) поддерживала Булавинова. Депутаты считали, что область просто обирает город. Хотя обычно окружение отрицательно относится к конфликтам своего лидера с вышестоящей политической силой. Поскольку слишком уж велик риск потерять все, когда можно добровольно уступить часть. Или немногое.

Я уверен, что Вадим Булавинов специально не настраивал свою команду или депутатов на свою поддержку. По большому счету Булавинов до конца оставался политиком-одиночкой, который не сколачивал под себя специально большинство в Гордуме. Зато где-то с конца 2008 года к войне начал готовиться Шанцев. Он занялся формированием собственной городской команды, обратив внимание в первую очередь на Олега Сорокина.

Переломным стал момент, когда Вадим Булавинов согласился на внесение изменений в Устав Нижнего Новгорода и, тем самым, на отмену прямых выборов мэра. Сложно сказать, что тогда повлияло на решение Булавинова. Ходят слухи, что он разменял это на закрытие какого-то уголовного дела. Есть версия, будто бы Москва убедила его в том, что изменения в Устав принципиально ничего не меняют. Мол, если ты возглавишь список «Единой России» и получишь больше 50?%, то пост главы города автоматически станет твоим. Это, мол, согласовано со всеми.

Сейчас иногда спорят, кто же нарушил договоренности? Булавинов или Шанцев? Лично мне ясно, что это сделал губернатор. Он ведь заявил, что кандидатуру Булавинова поддерживать не собирается. Видимо, губернатор обещал взять городскую оппозицию под свою защиту, если на нее «наедут» федералы из «Единой России».

Мэрские ликвидаторы

За счет чего победили Булавинова его оппоненты? Кандидатов в Гордуму, которых мы называем пробулавиновскими, рекомендовали Владимир Амельченко и Роман Антонов с Александром Хинштейном. Антибулавиновских кандидатов поддерживали Сорокин и также отельные депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. Финансовый ресурс оппозиции превосходил бюджеты сторонников мэра. Булавинов был озабочен рейтингом «Единой России» на выборах, а оппозиция тем временем создавала блоки и союзы, в том числе и с участниками пробулавиновского лагеря. В итоге четыре депутата буквально в последний момент перешли на сторону оппозиции. Это поставило точку в политической борьбе за пост главы города. Теперь даже сторонники Вадима Булавинова обвиняют его во всех смертных грехах, точнее в одном, самом главном: надо было соблюдать перемирие с Шанцевым, а теперь Булавинов якобы подвел всех.

Булавинов — это испытанный боец на прямых выборах. А такие командные бои — не его стезя. Это было известно всем. Кроме того, ряд депутатов в депутаты от мэрии были просто обязаны выиграть в своих округах. Два-три мандата от булавиновцев ушли фактически просто так — Владимир Семенов, Сергей Кузнецов и Дмитрий Барыкин. В совокупности это и предопределило поражение Булавинова.

Сейчас для экс-мэра очень важно выстроить отношения с «Единой Россией» и губернатором в новых условиях. В партии разное отношение к Булавинову. Есть точка зрения, что раз он снялся с выборов, а не проиграл их, то обязательств перед ним нет. Также будут смотреть, какой результат сможет получить «Единая Россия» без Булавинова в Нижнем Новгороде на выборах в Законодательное собрание: скажется его отсутствие на успехе партии или нет. Важно и то, как скажется лояльность Булавинова к партии: помешает она или, напротив, смягчит ситуацию?

Считается, что Шанцев суров к людям, если они ему мешают, а сняв человека с поста, он его не добивает. А раз так, то Шанцев может оказаться не против, если Булавинов в третий раз переступит порог Госдумы. Спустя девять лет после ухода на пост мэра Нижнего Новгорода в 2002 году. А уж оттуда, я думаю, Вадим Булавинов найдет приемлемые выходы. Опыта и способности к политическому развитию ему не занимать.

Виктор Деменев