11-04-15

Среда обитания

К вопросу о сладости хрена и редьки

В Дзержинске прошли общественные слушания по поводу строительства полигона «Новоигумново»

Через два-три месяца в нескольких километрах от Нижнего Новгорода начнёт функционировать полигон твердых бытовых отходов «Новоигумново». Расположенный по соседству полигон ТБО «Игумново», который называли крупнейшей свалкой Европы, закрывается навсегда. На днях в Дзержинске прошли общественные слушания, которые приподняли последний шлагбаум для официального открытия нового мусорохранилища.

Полигон ТБО «Игумново». Отбор пробы фильтрата

На полигоне незаконно складируются использованные ртутные лампы

«Огонь и дым мы не продадим»

«Новая» в Нижнем» уже писала, что жители окрестных населенных пунктов (главным образом, посёлка Березовая Пойма) явно не в восторге от соседства с новым полигоном, подозревая, что новая свалка будет мало чем отличаться от старой. На общественных слушаниях чиновники вместе с руководством компании, которая будет эксплуатировать полигон, пытались убедить общественность в обратном. В частности, говорили, что проект полигона разработан некой столичной академией коммунального хозяйства на основе передового европейского опыта. «В нашу задачу не входит встречаться с контролирующими органами — мы не собираемся больше краснеть перед прокуратурой и экологами!»,?— сделал громкое заявление председатель Совета директоров компании «МАГ-групп» Олег Жохов. Структуры Жохова, как известно, контролировали старый полигон. Отсюда и заглаживающие прежнюю вину новые обещания в стиле «мы больше не будем!». Что в этой ситуации остается жителям? Поверить на слово? Или всё-таки поверить, а потом проверить? А, может быть, потом уже будет поздно?

Как следует из пояснений Олега Жохова полигон будут вводить в эксплуатацию шаг за шагом. Привезли мусор, постепенно заполнили одну карту (резервуар для хранения мусора.?— Прим. авт.) до предела, пошли дальше, причём в шахматном порядке. На территории полигона со временем расположатся предприятия по глубокой переработке отходов. По словам Жохова, мусоросжигательный завод строить не будут. «Сжигание не даёт конечного продукта — огонь и дым мы не продадим»,?— пояснил предприниматель. Как же собираются использовать с выгодой отходы? В настоящее время этот вопрос не решён окончательно. Один вариант предусматривает производство альтернативного топлива в виде брикетов компоста (технической земли). Другой — производство из мусора газа или электрической энергии. Жохов признался, что второй проект ближе его компании (видимо, играет роль прибыль?). Кроме того, вариант с электричеством «убивает второго зайца», поскольку предполагает использование бывших судовых дизелей нижегородского предприятия «РУМО».

Жалко миллиарда на свалку?

Общественные слушания — мероприятие очень важное. Если присутствующие на слушаниях люди проголосовали бы «против» строительства полигона, громкий проект мог бы завершиться не начавшись. Безусловно, если бы на слушаниях присутствовали жители поселка Березовая пойма, исход голосования мог быть непредсказуемым. Во избежание этой самой непредсказуемости слушания провели днём в будний день в Дзержинске. «Несогласные» из Берёзовой Поймы в Дзержинск не приехали потому, что просто не знали о мероприятии, а известить жителей посёлка никто не посчитал нужным. В то же время чиновники администрации Дзержинска дружно пришли голосовать «как надо» в своё рабочее время. Как говорится, «мы это уже проходили».

Тем не менее несогласные (или игравшие таковую роль ради «торжества демократии») на слушаниях всё же присутствовали. Они и высказали мнение, что новая свалка будет точной копией старой — только в увеличенных размерах и ближе к месту проживания людей. «А вы не боитесь, что члены садоводческих товариществ, расположенных рядом с новым полигоном, выйдут на массовый митинг протеста?» — вопрос из зала. Внятного ответа я лично не услышал. Из чего сделал вывод, что властные структуры и коммерсанты под предводительством Олега Жохова именно этого и боятся больше всего. Жохов пустился в путанные объяснения относительно того, что новый полигон обнесут забором высотой 2,5 метра и поэтому мусор не будет разлетаться по всей округе, как это до сих пор происходит на старом полигоне. Были упомянуты некие передвижные «улавливатели мусора», которые якобы распространены сейчас в Европе. «Мы ничего не придумали — это всё европейские технологии!» — снова и снова повторял Жохов.

«А почему нужно было строить новый полигон? Нельзя ли было применить все эти технологии на старом?» — не унимались «несогласные». Как выяснилось, всё-таки можно. Но для этого нужен лишний миллиард рублей, которого у областного правительства сейчас нет. Вода и земля на старом полигоне заражена аж на 25 метров вглубь! Предполагается, что тело старого полигона будет закрыто некой непроницаемой мембраной, которая не позволит зараженным участкам почвы расползаться по округе. Другое дело, что, как пояснил представитель областного министерства экологии, «пока деньги есть только на проект». После чего чиновник обронил знаковую фразу, смысл которой сводился к тому, что если власти истратят миллиард рублей на какую-то свалку, «нас не поймут». Чиновничья логика. Убирать за собой загаженную территорию — жалко денег! Давайте, лучше загадим новую территорию рядом с садоводческими товариществами, но уже по передовым европейским технологиям!

«Вторая Хиросима»?

Претензии жителей окрестных поселков по поводу строительства полигона «Новоигумново» сводятся к тому, что власти не обращают внимание на многие факторы. Например, эксперты говорят, что гидрологическое заключение ясно свидетельствует о негативном влиянии планируемого полигона и незащищенности грунтовых вод, направленных на восток к водозаборам. Территория вокруг посёлков, прилегающая к месту размещения полигона, традиционно является местом отдыха для тысяч нижегородцев, так как на ней расположены многочисленные садоводческие товарищества. Эксплуатация полигона лишит население места отдыха. Не принята во внимание «роза ветров» в месте размещения полигона. Согласно гигиеническим нормам, полигоны ТБО должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке. Многолетние наблюдения за направлением ветра дают основания жителям утверждать, что полигон будет размещен с наветренной стороны, что является существенным нарушением санитарного благополучия жителей. Рядовые граждане убеждены, что территория размещения полигона относится к лесам первой категории, а размещение полигонов в лесопарковых зонах недопустимо. «Несогласных» беспокоит, что рядом с территорией полигона расположены склады боеприпасов Минобороны и газопровод. Жители говорят, что в районе полигона возникнет непроизвольное горение, которое будет невозможно потушить, учитывая близость химических заводов Дзержинска, всех нижегородцев ожидает «вторая Хиросима».

Эти вопросы на слушаниях не прозвучали, потому что задать их было некому. Хотя даже если бы и прозвучали, я уверен, что мнение простых людей вряд ли бы приняли во внимание. Если бы большинство не проголосовало на данных слушаниях, власти провели бы следующие. И проводили бы их до тех пор пока не добились бы нужной им одобряющей резолюции. Грустно все это.

Точку ставить рано

Представители областного министерства экологии надеются, что деньги на ­обустройство территории старого полигона всё же даст федеральный бюджет. На стопроцентное финансирование из столицы в любом случае надеяться не стоит: если денежки и дадут, то в соотношении 70 к 30. То есть 300 млн рублей, как ни крути, в област­ном бюджете найти все же придется. Иначе полигон «Игумново» уподобится четвёртому блоку Чернобыльской АЭС, только не закрытому саркофагом. Предполагается, что уже с 1 июня начнется эксплуатация территории полигона «Новоигумново», хотя представители областного правительства говорят, что этот контрольный срок, скорее всего, сместится ближе к сентябрю. На отдельные замечания и претензии проанализировавших проект дзержинских независимых экологов чиновники дружно отвечают, что проект нового полигона не окончательный и всегда может быть подкорректирован в ту или иную сторону. Позиция удобная, ага. Сначала давайте проголосуем за недоработанный проект, который ещё не прошел все необходимые экспертизы, а потом уже сделать ничего будет нельзя. С другой стороны, и точки во всей этой истории ставить пока рано. Что-то подсказывает, что садоводы в гневе — страшная сила…

Сергей Анисимов