№10 (42), 08.06.2007

Политика

Иллюзия медиакратии

О том, что в нашей стране всегда любили составлять досье, напоминать, думается, никому не надо. А досье на любого чиновника среднего и, уж конечно, высшего звена в современной России — это скорее компромат, с помощью которого каждого можно контролировать и использовать в своих целях. Суверенитет — сегодня категория, конечно, базовая, но бюрократическая независимость у нас вообще-то не в чести. Вот и привязывают работников государственного конвейера к службе с помощью информации. Только вот система сдержек и противовесов действует везде. Даже там, где не действует закон. И компромат найти можно на любого. До беспринципности на любого.

Мэр Ижевска
Виктор Балакин

Мэр Ульяновска
Сергей Ермаков

Мэр Самары
Виктор Тархов

Мэр Тольятти
Николай Уткин

Мэр Набережных Челнов
Ильдар Халиков

Вот, например, в понедельник главе Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову пришлось комментировать новость о появившемся «чёрном списке» мэров городов. Кстати, составлялся он не где-нибудь, а в Администрации президента.

В ряде СМИ прошла информация о том, что заместитель главы администрации президента направил генпрокурору РФ Юрию Чайке письмо, в котором содержится список глав органов местного самоуправления, о деятельности которых имели место публикации негативного характера в российских средствах массовой информации. В списке содержится 35 фамилий глав администраций городов. В «черный список» мэров ПФО вошли: мэр Самары Виктор Тархов, Ульяновска Сергей Ермаков, Тольятти Самарской области Николай Уткин, Ижевска Виктор Балакин и Набережных Челнов республики Татарстан Ильдар Халиков.

Вадим Булавинов сообщил, что сам данный список не видел, однако, по его словам, такие списки всегда составлялись, составляются и будут составляться. Глава города подчеркнул, что на всех глав городов и субъектов РФ существуют досье, чтобы президент РФ имел полную информацию о состоянии дел на местах.

Едва ли сам Вадим Евгеньевич не догадывается о том, что в ближайшее время «чёрные списки» мэров могут быть расширены и использованы против него самого, без очевидных на то оснований, зато с очевидным замахом на его смещение с поста градоначальника. Подробнее эту тему мы рассмотрим в следующем номере.

Вообще же, смешно даже говорить о том, что в «чёрный список» Администрации Президента вошли люди, которых критиковали СМИ. Роль «четвёртой власти» нам, журналистам, удалось примерить лишь однажды, в постперестроечном угаре девяностых, но сие время прошло.

Теперь шелудивые «псы демократии» в лице СМИ служат и местами даже прислуживают, чтобы получить свою кость. За редкими, правда, исключениями.

А теперь та же власть в лице некоторых своих представителей прикрывается высоким именем СМИ, чтобы записать в список мэров нон-грата по каким-то причинам неугодных персонажей.

Забавно и другое. В кои-то веки какой-то «чёрный список» обнародовали. Почему бы тогда не предать гласности имена тех, кого запрещено пускать на телеэкраны и на страницы высокотиражных газет? Или, к примеру, давно уже не пополняющиеся ряды тех же журналистов, кто был исключён из всевозможных кремлёвских и околокремлёвских «пулов» за конъюнктурную профнепригодность?

Эмилия Новрузова