№11 (43), 18.06.2007

Политика

Где вы, мастера управления?

В последние годы мы взахлеб рассуждаем о политических качествах сильных мира сего и уж слишком деликатничаем, когда речь заходит об их управленческих качествах. Крутимся вокруг формул «губернатор-политик» и «мэр-хозяйственник». А вопрос качества хозяйствования президента, губернаторов и мэров обходим стороной или путаем политику с реальным управлением.

Всеми признано, что президент Владимир Путин — сильный политик. Он построил властную вертикаль, и этим сказано все. Однако у ряда менеджеров и экономистов есть мнение (например, у научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина), что Владимир Путин — довольно слабый управленец. И этому есть масса доказательств: полностью провалена административная реформа, которую инициировал президент; годами нет движения по холдингам в авиастроении и судостроении; об инновационной направленности российской экономики только говорят, но ничего не делается. В итоге, за семь лет путинского правления скопились огромные финансовые ресурсы, а экономика страны так и осталась сырьевой.

То же самое можно сказать и о многих губернаторах, в том числе нижегородском. Валерий Шанцев прижал Законодательное собрание Нижегородской области, забрал полномочия у местного самоуправления, расставил своих людей в региональном правительстве на ключевых постах, в Совете Федерации, в областном отделении «Единой России». Таким образом, он показал силу политика.

А как он проявляет себя в качестве хозяйственника, управленца? Как на практике реализуются эти безграничные власть и полномочия? И тут мы видим слабости губернатора Валерия Шанцева как управленца. В реальности принцип «бери полномочий, сколько проглотишь и даже больше» работает со сбоями. Что происходит? Губернатор через равнодушно-послушное Законодательное собрание проводит законы, которые увеличивают объем его полномочий. Дальше Шанцев проводит политические решения через инвестсовет и областное правительство (Живихина, Сватковский, Англичанинов). Техническую работу по этим решениям выполняют администрация Нижнего Новгорода и другие органы местного самоуправления (администрации районов), у которых губернатор собственно и отнял полномочия и не только.

Изначально планировалось, что органы МСУ, отдав полномочия на областной уровень, сохранят деньги от реализации этих функций у себя в городах и районах. Потом область забрала у них и деньги. Как в этой ситуации будет себя вести исполнитель технических работ, которого не привлекают к выработке политического решения «где и что строить», которого лишили денег за использование его земли?

Понятно всем, кроме губернатора, что без стимулов хорошей работы не будет. Поэтому обделенное полномочиями и финансовыми ресурсами МСУ ищет дыры в областном законодательстве, ошибки и нарушения в решениях инвестсовета и областного правительства.

И вот Валерий Шанцев в очередной раз вносит в ЗС НО новый законопроект об использовании земельных ресурсов, полностью отбирая полномочия у Нижнего Новгорода, который якобы нашел обход прежнего закона. Губернатор рассказывает о том, что в Нижнем Новгороде активно используется право выделения участков до 200 кв. метров. Либо такой участок выделяется в центре большой площадки и инвестор отказывается от нее, либо вся площадь делится на участки по 200 кв. метров — город получает контроль над ними вопреки замыслам области. Конечно, это не столько грамотное управление областью, ресурсами, сколько борьба между региональным правительством и органами МСУ, вызванная перекосами в работе команды губернатора: набрав избыточных функций, область использует город как свое структурное подразделение на бесплатной основе. Это самый абсурдный вид включения МСУ в вертикаль госвласти! Можно удивляться коварству администрации Нижнего Новгорода, но что ожидал получить в ответ на свою экспансию губернатор?

При этом выясняется, что область тоже активно нарушает правила игры. Многие решения областного правительства не состыкуется с генпланом Нижнего Новгорода. Пример. Жители Сормовского района просят убрать незаконную автостоянку и обращаются в органы МСУ. Там отвечают, что не имеют полномочий даже обратиться в суд по ликвидации автостоянки — все полномочия перешли в область. А в это время представители «крыши стоянки» обратились на областной уровень с просьбой узаконить автостоянку и, похоже, нашли там поддержку. Возможно, ребята кому-то в Белом доме предложили конверт. Не исключен и другой вариант. По нашей информации, в начале 2007 года в Едином государственном реестре юридических лиц появилось ООО «Нижегородская служба платных парковок», зарегистрированная по адресу улица Агрономическая, 97. Уставной фонд этого ООО — 10 тысяч рублей. В учредителях числятся несколько физических лиц — нижегородка, давшая юридический адрес этой конторе, и два жителя Москвы и Московской области. Есть информация, что они тесно связаны с чиновниками из областного правительства. А цель этого ООО «Нижегородская служба платных парковок» — взять под контроль не только платные парковки, но и платные стоянки. Известно, что бизнес платных автостоянок принадлежит отнюдь не мальчикам для битья. И подобный заход сам по себе красноречив — одной силе противопоставляется сила власти. НЕ исключено, что незаконные автостоянки будут узаконены как раз через это ООО.

Так и хочется воскликнуть: где вы и с кем вы, мастера управления?

Виктор Деменев