№11 (43), 18.06.2007
Политика
Кто войдет в Охотный ряд?
В Нижнем Новгороде и Нижегородской области, наконец, появились явные признаки приближающихся выборов в Госдуму, которые должны состояться 2 декабря этого года. Первыми «ласточками» здесь можно считать акции коммунистов в защиту парка «Дубки», скандалы в сельских районах, инициированные активистами ЛДПР, и рекламные щиты с лидером СПС, призывающим к борьбе за дело капитализма. Конечно, всем этим действиям присущ свой особенный смысл — социальный, экологический или идеологический, но их электоральная составляющая также несомненна. Можно быть уверенными в том, что если бы не год выборов, все эти мероприятия проводились бы менее демонстративно.
Но публичные акции представляют лишь видимую часть избирательной кампании. Вне поля зрения общественности остается концентрация ресурсов, которые потребуются партиям для успешного прохождения в Думу. Так, серьезные политические игроки уже с весны привлекают влиятельных чиновников, крупных бизнесменов и признанных специалистов в области политтехнологий. Важной проблемой для всех участников выборного процесса становится также согласование мест в партийных списках. За попадание в «проходную» часть списка ведется ожесточенная борьба, в которой товарищи по партии превращаются в злейших конкурентов. Интрига в этой составной части выборов, которую тщательно скрывают от избирателей, по степени напряжения и накала порой превосходит интригу кампании в целом. Если сравнивать выборы с охотой, то на этом этапе она ведется с отстрелом самих охотников.
Посмотрим, как складываются дела у ведущих, в нашей области, партий. Начнем с «Единой России», которой практически все аналитики прочат первое место на предстоящих выборах. Надеюсь, никому не нужно доказывать, что главным ресурсом этой партии в области является губернатор Валерий Шанцев. Именно в его руках находятся те самые административные рычаги, без которых победа «партии власти» на выборах становится, мягко говоря, не очень убедительной. Недавно губернатор заявил о том, что «Единая Россия» в области должна получить на выборах не менее 60% голосов, чем поставил перед собой трудную задачу. Ведь многие кадры, ковавшие победу этой партии на прошлых выборах, где она получила 32% голосов, либо переехали в Москву, либо не пользуются доверием главы области. Шанцеву потребуется новая команда, способная достичь амбициозной цели, которую он поставил.
Между тем нельзя не заметить, что баланс сил между москвичами и нижегородцами в окружении губернатора меняется не в пользу последних. Эта тенденция, несомненно, проявится и на выборах в Думу при составлении списка «Единой России», очередность фамилий в котором во многом будет определять Шанцев. Уже сейчас можно говорить, что проблемы с появлением на проходных местах в списке будут иметь нижегородские депутаты Александр Косариков и Любомир Тян, да и продление полномочий Анатолия Козерадского выглядит пока неочевидным. Некоторые представители местной элиты, оттесненные от власти и не попавшие в список, вероятно, попытаются сыграть на противопоставлении «московских кандидатов» Шанцева и «нижегородских кандидатов», предлагаемых ими. Такие «схватки бульдогов под ковром» могут осложнить кампанию «Единой России», сделав ее слишком зависимой от административного ресурса, чрезмерное применение которого скрыть невозможно.
Свои проблемы имеются у КПРФ, которой многие отдают второе место на декабрьских выборах. Проблема коммунистов состоит в отсутствии финансовых ресурсов для ведения полноценной избирательной кампании на областном уровне. Использовать энтузиазм своих активистов, многие из которых являются людьми пожилыми, с каждым годом становится все труднее, а очереди бизнесменов перед кабинетом первого секретаря обкома Николая Рябова пока не видно. Поэтому приходится напоминать о себе громкими акциями, освещение которых в местных СМИ к самим выборам, скорее всего, сойдет на «нет». Положение в стане коммунистов еще более осложняется борьбой за первое место в списке, которую ведет против Рябова экс-депутат от Арзамасского округа Иван Никитчук. Да и бывший первый секретарь обкома и нынешний депутат Думы Николай Бенедиктов, очевидно, был бы не против сохранения своих полномочий, что бы он сам ни говорил о своей усталости от многолетнего депутатства.
Труднее всего пока оценить положение дел в «Справедливой России», которая на областном уровне появилась недавно и успела проявить себя только в затягивании своего организационного периода. Назначение руководителем ее областного отделения Александра Подлесова, являющегося представителем губернатора Шанцева в Совете Федерации, говорит о многом. А главным образом о том, что в этой партии надо видеть не политическую силу, способную бросить вызов «Единой России», а, скорее, наследницу «Родины» в деле сравнительно честного отъема голосов у коммунистов. Весьма возможно, что первые места в ее региональном списке займут Подлесов и Дмитрий Бедняков, известные своей близостью к лидеру «эсеров», председателю Совфеда Сергею Миронову. Но в реальной борьбе за проходное место, вероятно, столкнутся Александр Бочкарев и Галина Клочкова, которые равно примериваются к депутатскому креслу в Думе.
Ситуация в ЛДПР, которой также предсказывают преодоление 7-процентного барьера на выборах, во многом определяется магией личности Владимира Жириновского. От ее местных активистов требуется лишь оперативно реагировать на частые перемены в позиции их лидера и проводить его гибкую политику в жизнь. Но уже сейчас делаю предположение, что ЛДПР может удивить некоторые партии на выборах в Думу по южным районам области. А вот СПС, некогда гремевший в нашем регионе, вряд ли преподнесет своим сторонникам на выборах приятный сюрприз. Как в руководстве партии, так и в областной организации наблюдаются разброд и шатания. Кризис идей в этой партии проявляется в объявленном ею курсе на «достройку капитализма» в России, напоминающем призыв «больше социализма» в конце перестройки. А кризис людей — в отказе Бориса Немцова возглавить партийный список СПС в нашей области и в просьбе дать ему третье место в федеральном списке.