№11 (43), 18.06.2007

Экономика

Маленький бизнес в стране больших капиталов

Развитие малого и среднего бизнеса всегда было одним из ключевых вызовов постсоветской России. О льготах и помощи предпринимательству говорили ещё демократы ельцинской поры. Тогда это было главным пунктом предвыборных программ. Сегодня пункты другие, а вот вызов остался. В финале минувшей недели депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Первым законом о малом бизнесе Россию облагодетельствовали одиннадцать лет назад. И с тех пор Госдума его правит и дополняет. Сменились целые поколения политиков, сделавших себе имя на лоббировании интересов малого бизнеса.

А бизнес этот тем временем не только успешно заполнил «пустоты» в торговле, сфере обслуживания, строительстве, транспорте, переработке… В той же нижегородской «пищевке» крупных фирм сохранились две-три, все остальное здесь делает мелкий и средний бизнес.

Именно эти фирмы и фирмочки спасли нас от социального взрыва, когда монстры нижегородской промышленности тысячами выбрасывали людей на улицу. Вспомним ГАЗ, где во времена оные было занято 118 тысяч работающих, «Красное Сормово» — 35 тысяч…Численность нынешнего автозавода упала ниже пятидесяти тысяч, на «Сормово» — ниже пяти. В переданной городу «коммуналке» и социальной сфере этих и прочих гигантов по сравнению с общим количеством сокращенных работали крохи. Десятки тысяч людей трудоустроились в бизнесе среднем и малом.

В Нижнем в этом секторе сейчас занято 25 процентов экономически активного населения. По России — 22 процента. И все эти люди исправно обеспечивают себя, свои семьи. Большинству из них есть, что терять. Поэтому они исправно ходят на выборы.

Вряд ли случайно законопроект «запущен» в процедуру голосования именно в 2007-м. На пороге грядущих выборов депутатам важно уж если не нравиться представителям мелкого и среднего бизнеса, то хотя бы не конфликтовать с ними. Чего тут больше, политической конъюнктуры или реальной заботы о бизнесе? Мнение бывшего председателя Госкомитета России по поддержке и развитию малого предпринимательства госпожи Хакамады категорично: «У нас полным ходом идет монополизация экономики. В таких условиях малый бизнес становится попросту неконкурентоспособным».


Глава администрации Канавинского района
Николай Сатаев, лично сев за бульдозерные
рычаги, разнес козырек над входом и витрину
игрового зала

Пока законодатели правили и дорабатывали закон о малом бизнесе, вертикаль исполнительной власти явно кренилась в сторону бизнеса крупного. Примеры? Стройиндустрия, из которой повышибали «игроков» мелких и средних всего-навсего парой распоряжений федерального уровня. Аналогичный эффект произвели ФЗ-102 (оборот алкоголя) и закон о туристической деятельности.

Уровень регионов? Очень наглядна торговля. Как радовались на нижегородчине приходу IKEA и МЕГИ… Предоставляли льготы, способствующие скорейшему открытию. К чему эта позиция привела… Даже если дистанцироваться от ЧП, когда в «семейном торговом центре» погибает ребенок. Главный вопрос — что получил региональный бюджет, кроме налога с зарплаты?

Все это (кроме ЧП), еще можно было понять при полном отсутствии в регионе собственных фирм, желающих работать на этом же уровне. Так ведь есть, не одна и не две! С точки зрения поступлений в местный бюджет логичней было бы льготировать их, помогая «подняться». Тем самым — помогая и их многочисленным нижегородским партнерам, с которыми эти предприниматели, что называется, «пуповиною связаны»: вместе росли, вместе учились, работали…

Но мы действуем от противного, даем преференции пришлым. Чтобы потом разрабатывать и программы о «покупке нижегородского», «внедрять» во все эти «икеи» нижегородских поставщиков.

Назавтра после голосования по законопроекту депутатами Думы председатель движения «Деловая Россия» Борис Титов радовал по Первому каналу страну:

— Это первый шаг, он создает базу, основу, определяет понятия…

Первый шаг — справедливо. Для новых политиков, «играющих» на защите малого бизнеса. Практически один в один повторяющих то, что говорили предшественники. Исключая, разве, борьбу за право льготной аренды, для малого бизнеса ставшей не менее актуальной, чем льготное налогообложение.

Законопроект закрепляет параметры, по которым будут определяться масштабы бизнеса. Пока к малому бизнесу относят организации розничной торговли и бытового обслуживания с численностью не более 30 человек. Для предприятий сельского хозяйства и научных учреждений эта «планка» в два раза повыше. Принимать в штат до 100 сотрудников, оставаясь при этом предприятием малого бизнеса, позволено компаниям промышленным, транспортным и строительным. Лимит всех прочих — 50 человек.


Председатель НРО «ОПОРА России» Дмитрий Бирман:
«Город получает с предпринимателей гораздо
больше денег, чем это следует по налогам»

Новые параметры будут соответствовать европейской практике: микропредприятие — не более 15 человек, малое — от 16 до 100, среднее — от 101 до 250. Оговаривает законопроект неизменность налоговых условий для малого бизнеса, предлагает четко разграничить полномочия и ответственность по развитию этого бизнеса федеральных, региональных и местных властей.

А вот четко прописанных принципов защиты прав и интересов предпринимателей, чего так ждали более миллиона владельцев малого и среднего бизнеса, законопроект пока не содержит.

Тем самым, фактически, сохраняя все «препятствия, стоящие сейчас на пути предпринимателей», о которых как-то упомянул Герман Греф, признавая: предприниматели действуют в очень сложных условиях.

По словам председателя НРО «ОПОРА России» Дмитрия Бирмана, кроме собственно бизнеса, нижегородского предпринимателя заставляют тащить на себе подчас очень немаленькую «социальную» нагрузку: благоустройство территории, финансирование городских праздников, помощь школам: «В 90 случаях из 100 это — не добровольные, а вынужденные пожертвования. Город получает с предпринимателей гораздо больше денег, чем это следует по налогам».

Даже извечный гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» в отношении предпринимателя решает нижегородская мэрия. Пример — история по выдавливанию малого бизнеса с улиц Нижнего Новгорода, когда владельцам киосков и мини-маркетов было предписано: торговлю свернуть! Если договор на аренду земли у предпринимателя истек, ничто не мешает муниципалитету эту территорию от объекта очистить.

Другое дело — зачем? Тем более, начиная эту кампанию, мэрия решение закрыть мини-маркеты и киоски никак не аргументировала. «Концепция размещения временных сооружений на территории Нижнего Новгорода» появилась потом.

Мнение предпринимателей — муниципалитет выполнял заказ владельцев супермаркетов. Крупному торговому центру выигрывать в чистой конкурентной борьбе у малого бизнеса непросто и долго: мини-маркет ближе к дому или остановке общественного транспорта, потому удобнее для покупателя, в мини-маркете цены пониже…

Посему и подключили, якобы, административный ресурс. Не взирая на то, что большинство мини-маркетов назвать «временным сооружением» трудно: водопровод, канализация, отопление. А общее количество киосков и мини-маркетов в городе, по данным Нижегородской ассоциации по защите интересов малого бизнеса, — около четырех тысяч. Работу теряли более десяти тысяч продавцов. Ситуацию получилось переломить только с помощью региональных властей.

Сохраняется в активе нижегородской мэрии и приоритет по использованию бульдозерного ковша как орудия главы администрации в борьбе против малого бизнеса. Вадим Евгеньевич Булавинов лично рассказывал представителям СМИ о звонках коллег из регионов России («Как это у вас получилось?!»), последовавших сразу же за публично-показательным использованием данного орудия против пристроя кафе «У озера». Сетуя, правда, на «наше очень демократичное законодательство» и позицию, занятую прокуратурой.

В текущем году примеру своего непосредственного начальника последовал глава администрации Канавинского района Николай Сатаев. Лично сев за бульдозерные рычаги, разнес козырек над входом и витрину пребывавшего под защитой «очень демократичного законодательства» игрового зала. Арбитражный суд области оставил иск владельца игрового зала без удовлетворения. Бизнес предприниматель свернул. Правда, по представлению прокуратуры в отношении Сатаева возбудили уголовное дело. Только вот перспективы этого дела, говоря мягко, очень туманны.

И все же какую-то, но надежду на защиту от подобных упомянутым эскапад новый законопроект малому и среднему бизнесу, может быть, предоставит. Принятый в первом чтении вариант говорит о создании Советов малых и средних предприятий. Предполагается, что этот общественный орган на две трети должен состоять из предпринимателей. И хотя выводы Совета будут носить чисто рекомендательный характер, ни один нормативный документ, влияющий на развитие бизнеса, без экспертного заключения Совета власти будут принять не в праве.