№11 (43), 18.06.2007

Общество

Многострадальная библиотека

или Как в Балахне народ к книгам приучали

В современной России все, что не приносит мгновенной прибыли, делается зачастую очень медленно. Так медленно, словно чиновники собираются жить как минимум двести лет. Хотя, история говорит нам, что не всегда так было. История одной балахнинской библиотеки хорошо иллюстрирует этот тезис.

Рассвет века и века закат


Опустевшее здание балахнинской библиотеки им. А. С. Пушкина

На рубеже ХIХ–ХХ веков в славном городе Балахне было, как в той самой Греции, практически все, кроме собственной библиотеки. Зато в Городце, входившем тогда в Балахнинский уезд, таковая имелась, что, видно, коробило членов Земского собрания. Да и люди они были, кажется, другие: в отличие от депутатствующей публики современного розлива, они понимали, что русский язык — национальное достояние, хранится, лелеется и развивается прежде всего посредством строительства и содержания библиотек.

Так вот, 9 октября 1899 года Земское собрание Балахнинского уезда постановило: «… так как библиотеки-читальни увеличиваются, надо создать центральную библиотеку при Управе с тем, чтобы книги поочередно рассылали из нее по библиотекам с целью их использования». Благодаря усилиям Земского собрания, частных лиц, заработавших свои капиталы не в мутных временах перестроек, а по-честному, и (чудо какое-то!) Головы тогдашней городской Управы И.А.Плотникова, в 1901 году библиотека была построена, и тогда же ей было присвоено имя А.С.Пушкина в память 100-летия со Дня рождения поэта.

Бюджет уезда в те времена был далеко не безразмерный, однако, за три года в центре города поднялось красивое добротное здание в два этажа, где сама библиотека располагалась на втором этаже, а на первом был народный дом со своей сценой! Через три года после открытия — в 1904 году — фонды библиотеки насчитывали 7500 экземпляров, что для тогдашних времен было просто великолепно, выписывалась масса периодических изданий, а не «полторы газеты», как сегодня. Я не утрирую! В далеком 1916 году библиотека регулярно получала и предлагала своим читателям шесть газет и восемь журналов, для современной библиотеки — немыслимая роскошь! Мне кажется, что ничего странного в том нет, ибо быть попечителем, почетным членом Совета библиотеки было престижно, состоятельные граждане — купцы, дворяне — щедро жертвовали библиотеке свои средства, хватало и на содержание здания в идеальном порядке, и на регулярную замену мебели, на пополнение фондов и на вполне сносное жалование служащим. Тогда библиотекарь получал ПЯТЬ рублей жалования в месяц, быть может, и не большие деньги, но пару телок, а то и дойную корову тогда купить на эти деньги можно было. Ау, власть! Сколько коровьих копыт можно сегодня купить на зарплату библиотекаря? Вот-вот…

Спешу развеять миф о необразованности и забитости русских людей. На заре двадцатого века, согласно сохранившимся спискам, постоянными абонентами балахнинской библиотеки были: мещане — 45%, крестьяне — 45%, и только 10% — дворяне и духовные лица! Это была по-настоящему народная библиотека.

 

Так сказал президент

«Фундаментальная тема — это развитие библиотечной системы. Она прямо связана и с просвещением, и с возрождением интереса к чтению в нашей стране. В России сегодня свыше 130 тысяч библиотек, и их посещаемость, как отмечают эксперты, намного выше, чем других учреждений культуры, вместе взятых. При этом 70 процентов читателей — это молодежь от 14 до 25 лет. Между тем в основном используются еще те библиотечные ресурсы, которые были созданы в советский период. И до последнего времени крайне мало внимания уделялось финансированию библиотек, комплектованию и сохранности их фондов. Особенно пострадали школьные и сельские библиотеки, чьи фонды в буквальном смысле обнищали. Причем количество наименований книг для детей у них растет крайне медленно или вообще не растет. В Послании была поставлена задача возродить в стране библиотечное дело, возродить на новой базе, на новой основе. Библиотеки, в том числе сельские и школьные, должны быть оснащены передовыми информационными системами и едиными программными продуктами, программным обеспечением. Но самое главное — здесь должны работать современные специалисты, способные превратить библиотеки из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и досуговые центры. И, конечно, надо позаботиться о полноценном комплектовании фондов детских и юношеских библиотек».

После октябрьского переворота 1917 года и окончательного утверждения советской власти от былого блеска Балахнинской общественной библиотеки не осталось и следа… До прошлого года хранилище злата-серебра русской словесности ютилось в одноэтажном деревянном бараке в центре старой Балахны. Библиотека пережила пожар (последствие неудачного поджога), падение потолков на головы сотрудников и много еще чего веселого и осталась сама собой лишь благодаря самоотверженному труду милых тихих женщин, непонятно как работающих даже не за копейки, а за их тень! Старожилыприпоминают, что уже лет тридцать всякий начальник Балахны, усаживаясь в «рукиразводящее» кресло, торжественно клялся «исправить положение», «решить вопрос» и всякое такое… Естественно, никто ничего не сделал. Это же хлопотное занятие — реально заботиться и спасать национальную культуру! Сверху никто не заметит! Гораздо проще собрать мальчишек в погонах и послать их по местам боевой славы Козьмы Минина — тут тебе и реклама, и шум в прессе, и начальство довольно, и затраты копеечные, а главное — все регулярно, каждый год в одно и то же время, без сбоев и проволочек. Отметился, отговорился и дальше живи: мероприятие есть, массовость организована, значит, патриотизм воспитывается, — ставим жирную «галочку»… Только что-то все это начинает мне напоминать заокеанское кино про День Сурка.

Лужков платежом красен

Ходит легенда о том, что однажды представители балахнинской власти полу- в шутку, полувсерьез заявили мэру Москвы Юрию Лужкову: «Козьма Минин твою Москву спасал? Спасал! Долг платежом красен!»

Лужков, человек не злой и иногда не жадный, откликнулся: «Давайте построим у вас культурный центр «Москва», как мы сделали в Минске? Так будет и библиотека, и краеведческий музей, будет зрительный зал, спортивные секции…»

В общем, было как-то так или очень похоже. В любом случае, после такого обещания местная власть должна была «на уши встать» и в бешеном темпе крутиться, всячески содействуя претворению такого проекта в жизнь.

Но не тут-то было.

На примере дальнейших событий, происходящих с библиотекой им. Пушкина это хорошо видно.

Еще год назад балахнинскую библиотеку им. А.С. Пушкина попросили освободить помещение, посулив в скором времени дворцовые апартаменты. Библиотека переехала из своего утлого барака в городскую детскую библиотеку, где и пребывает до сих пор.

Вы скажете, что, мол, и при царе три года строили, — и будете в чем-то правы. Но беда в том, что сегодня никто ничего строить и не начинал! И, судя по всему, в ближайшее время не начнет… И вот почему.

Если припомнить наши законы, то можно сделать вывод, что любое строительство в старой части Балахны возможно лишь после археологических раскопок. А это дело трудоемкое, кроме средств, требующее еще и большого количества времени.

Уже год, повторимся мы, как библиотеки живут друг на друге, и, значит, уже год как было ясно, что нужно проводить раскопки.

Справедливости ради заметим, что конкурс на проведение раскопок объявлялся еще весной, но сроки проведения работ были настолько малы, а деньги — настолько смешны, что не нашлось желающих позариться на такой бюджетный «кусок»!

В итоге, конкурс отменили.

Быть может, в балахнинской администрации надеются, что откуда-то сверху будет спущена команда «строить, наплевав на все», но, право слово, мы пока сомневаемся, что кто-то, да еще накануне всяческих выборов, вытрет ноги о федеральное законодательство. На том месте, где должна начаться стройка, когда-то был вал, а значит, и крепость. Был и ров, который в древности часто служил мусорной ямой, раскопки в таких местах для ученых — Клондайк!

На дворе июнь месяц, шевелиться надо было начинать с ранней весны, и тогда был бы шанс до предзимних заморозков успеть освоить этот объем работ. Теперь время упущено.

Никто не ответит за нерасторопность, никто не ответит за жадность, — налицо, как говорится, «отдельное упущение», коих в России столько, что любой компьютер устанет считать.

Ходят слухи, что в конце июня Юрия Лужкова постараются заманить в Балахну на закладку «первого камня». Было бы, конечно, здорово, потому что так измываться над столетней библиотекой уже просто преступно… Но и строить на историческом месте без проведения раскопок тоже нельзя. Замкнутый круг получается!

Нужно искать какой-то иной выход, допустим, срочно определив другое место для этого культурного центра. Например, Правдинск давно является частью Балахны, и проживает там не меньше людей, чем в старом городе, и нет нужды там проводить раскопки, и строительство можно начинать хоть завтра. Была бы политическая воля, как у нас нынче любят выражаться…

Владимир Федоров