№12 (45), 22.06.2007
Политика
Не «единая» гордума
Если в Законодательном собрании Нижегородской области все структурировано вплоть до каждого депутата (там нет так называемых «беспартийных единороссов» и нет независимых, внефракционных депутатов), то в городской думе Нижнего Новгорода ситуация менее предсказуемая. Там есть как партийные «единороссы», так и беспартийные — добровольно вошедшие во фракцию «Единой России», и есть независимые депутаты. Поэтому заявления одного из лидеров нижегородской «Справедливой России» Александра Бочкарева о том, что «Единая Россия» создает трудности в образовании фракции «справороссов», не лишено оснований. По Бочкареву — речь идет о том, что некоторые беспартийные «единороссы» могли бы перейти во фракцию «Справедливой России»…
Шпилька Булавинову?
Александр Бочкарев заявил, что «Единая Россия» мешает «образоваться» региональной фракции «справороссов»
Необходимо отметить, что региональная «Единая Россия» довольно странно вела себя во время выборной кампании в гордуму Нижнего Новгорода. В чем это проявилось? В списке кандидатов, выдвинутых «Единой Россией», оказалось только 14 кандидатов, хотя одномандатных округов было 28. Кроме того, партия поддержала еще восемь беспартийных кандидатов, оставив без официального внимания целых шесть одномандатных округов!
Вторая странность состояла в том, что муниципальный список кандидатов от «Единой России» в депутаты гордумы Нижнего Новгорода возглавил не мэр областного центра Вадим Булавинов, а широко известный в узких кругах Александр Мелешкин — тогдашний вице-мэр. Было очевидно, что «Единая Россия» на этом потеряет не менее 5% голосов. В результате из списка «Единой России» в гордуму попали только… пять депутатов. С учетом того, что одномандатников «Единой России» в гордуме из 14 возможных оказалось только 10, можно говорить следующее: «твердокаменных» «единороссов» в гордуме только 15 из 42 депутатов. То есть явно меньше половины.
Как можно объяснить эти странности? Губернатор Валерий Шанцев, тогда только прибывший в Нижегородскую область, практически не участвовал в муниципальной кампании. Однако явно в угоду ему в региональной «Единой России» решили создать дистанцию между мэром-«единороссом» и депутатами-«единороссами», переподчинив их Мелешкину, который не очень сработался с Булавиновым.
Не исключен и более радикальный вариант — областные «единороссы» специально создавали гордуму без четко выраженного большинства, понимая, что городские партийцы из прагматических соображений будут больше смотреть в сторону городского начальства. Мол, с лоскутной гордумой мэр изрядно помучается, и его легче будет переподчинить областному руководству. Поэтому, во-первых, Булавинов не возглавил список «Единой России», во-вторых, единороссы сплавили не менее шесть округов, а реально семь или восемь.
В результате, при голосовании за председателя гордумы Нижнего Новгорода выдвиженец «Единой России» Александр Мелешкин проиграл поддержанному «единороссами» Ивану Карнилину. За Мелешкина проголосовали тютелька в тютельку 15 депутатов!
Отсюда близкий к истине вывод: из тех семи депутатов, которые прошли в гордуму при поддержке «Единой России», не более одного-двух голосовали за Мелешкина. Их можно назвать беспартийными «единороссами», которых партия поддержала только тем, что официально заявила: вы хорошие ребята, и мы не выставим против вас наших кандидатов.
Впрочем, после выборов председателя гордумы беспартийные «единороссы», в том числе Карнилин, вошли во фракцию «Единой России»: сейчас там примерно 25–27 депутатов.
Ресурсом по Бочкареву и Ко!
Теперь о громком заявлении депутата гордумы, «справоросса» Александра Бочкарева.
Изначально во фракцию «справороссов» в гордуме были намерены вступить четыре депутата (даже в пенсионной фракции депутатов было больше — пять). Кроме «пенсионера» Бочкарева, туда собирались экс-»родинцы» Николай Лапшин и Николай Шумилков, а также поддержанный на выборах «Единой Россией», то бишь беспартийный «единоросс» Роман Буланов.
Это был опасный прецедент для «Единой России». В результате административного давления на Лапшина и Шумилкова они отозвали свои заявления во фракцию «Справедливой России», и опасность миновала.
Ясно, что вопрос с фракцией «справороссов» откладывается на неопределенное время, но кто теоретически мог бы в нее войти? Это, прежде всего, экс-»родинец» Александр Разумовский и Олег Сорокин («Столица Нижний»). Из числа депутатов-одномандатников можно речь вести, пожалуй, еще о двух-трех потенциальных «справороссах»: о Кондратьеве, в меньшей степени — о Кузнецове, Омельченко, Пушкине и Шумаковой. Вроде бы у Бочкарева и Ко есть резерв в лице депутатов-«пенсионеров» (Шанин, Жижин, Аверин, Горбунова). Однако они принадлежат к той политической группировке, которая неожиданно оказалась ближе к «Единой России», чем к «Справедливой России». Де-юре, они, скорее всего, будут соблюдать нейтралитет, а де-факто, — не вливаясь во фракцию «справороссов», уже играют на стороне «Единой России».
Что касается политической позиции городских «справороссов», то ее можно пока сформулировать так: «Мы не против губернатора и мэра, но против чиновничества, неэффективного аппарата и «Единой России», которая их контролирует».
«Справедливая Россия» пыталась создать вторую по численности фракцию в гордуме Нижнего Новгорода (для этого достаточно пяти–шести депутатов), которая в любом случае численно в разы уступала бы «единороссам». Но главное не в этом — важно было создать пусть небольшой, но переток из фракции «единороссов» в ряды «справороссов».
Административный ресурс отодвинул во времени эту попытку.
Виктор Деменев