№12 (45), 22.06.2007

Культурный слой

Переформат-II?

Почему лукавят чиновники и те, кто с ними

Хотя по многим нижегородским СМИ прокатилась «тюзовская тема», это так ничего и не прояснило в сути того, что происходит с нашим Театром юного зрителя. Тем временем ситуация обрастает новыми неприятными фактами. Например, стало известно, что пятьдесят актеров и сотрудников театра обратились с письмами в разные властные структуры. А трагический уход из жизни одного из актеров добавил драматизма и в без того непростую атмосферу вокруг и внутри ТЮЗа. Так что же все-таки происходит с нижегородским Театром юного зрителя?

«Глобус» — ни шекспировский, ни новосибирский — нам не подходит

В одной из передач телеканала «Волга» руководитель комитета по культуре Сергей Щербаков заметил, что беспокоиться не о чем. Театр обязан сыграть для своей аудитории что-то около 280 спектаклей в год. В 2005 году сыграли 237 спектаклей, в 2006 — 208. А в этом году, подчеркнул Щербаков, уже сыграли около 170 спектаклей. Отметим, сказано не без лукавства. Дело в том, что в 2005, отчасти в 2006 и вообще за всю предыдущую жизнь ТЮЗа спектакли давались, в основном, на большой сцене театра. Бывший актер ТЮЗа Щербаков это прекрасно знает, как и то, что большая сцена помогала собирать большие зрительские аудитории. С приходом в ТЮЗ директора Юрия Милютина и главного режиссера Вячеслава Кокорина большая сцена лишилась своей монополии. Спектакли стали играть в фойе, на малой сцене или большой, но в «перевернутом» виде: зрители, несколько десятков человек, — на сцене, а действие спектакля происходит в зрительном зале. ТЮЗ стал стремительно терять число своих зрителей. Более того, две постановки для большой сцены, осуществленные в минувшем сезоне, — «Снежная королева» и «Ромео и Джульетта» — оказались крайне неудачными. Неприятно, но факт.

Вообще-то проблема с ТЮЗами существует во всей стране. Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей, осенью прошлого года имел беседу с президентом. Обсуждались четыре вопроса, и первый из них — как поддержать и сохранить российский детский театр. Существенных изменений в жизни ТЮЗов с той поры что-то не наблюдается. Хотя в некоторых регионах разрабатываются свои версии помощи театрам для детей, юношества и молодежи.

Бывший ТЮЗ в Новосибирске уже давненько называется молодежным театром «Глобус». Здесь работает несколько сцен и, прежде всего, главная и основная — большая. Эта сцена лишена «счастья» время от времени превращаться в коммерческий подиум, то с «Мехами России» в главной роли, то еще с чем-то подобным. «Глобус» ныне выстраивает свою репертуарную политику, ориентируясь на режиссуру Москвы и Питера. (В мае-июне внимание нижегородских любителей театра привлек Роман Козак — режиссер, актер, педагог, — который привозил в наш город ряд постановок в разных театрах, в том числе и «Глобуса»). И это немалые деньги в расходах театра, между прочим. Но власти города и руководители культуры Новосибирска сумели привлечь к «Глобусу» финансовую поддержку спонсоров. Театр так благоустроен, что владеет даже собственной типографией. Не знаю, правда, надолго ли хватит терпения меценатов, но «Глобус» сегодня живет, сохраняя свою миссию: он остается театральным домом для сотни тысяч юных и молодых зрителей Новосибирска. Конечно, мы можем за сезон в нашем ТЮЗе сыграть 30, а то и 50 спектаклей в фойе, но по числу зрителей это будет равняться двум спектаклям в большом зале. Не скажу, что это плохо, но это другая театральная история, как ни крути.

И здесь мы подходим к ненавистному мною понятию — версии.

Автора!

Бывший актер ТЮЗа Сергей Щербаков знает: большая сцена — много зрителей

Дело в том, что невозможно понять, во что же переформатируется наш ТЮЗ. Точных, ясных объяснений ни чиновники, ни руководители театра не дают. Остается составлять версии. Источником их могут стать некоторые реплики и высказывания режиссёра Кокорина на встречах с труппой и анализ репертуарной политики, заявленной в минувшем сезоне. И здесь получается такая картина.

Творческая деятельность театра переносится на малую сцену, в фойе и на так называемую «среднюю» сцену — это переоборудованное под зрительский зал и сценические подмостки хозпомещение, и зрителей в нем тоже окажется ограниченное число. Большая сцена отдается в основном под коммерческие проекты. Не исключается, что часть помещений ТЮЗа будет переоборудоваться под ресторанчики и кафе. Кто будет их владельцем и какими будут условия аренды, — понятное дело, темный лес.

Если разбираться в этом спокойно, без эмоций, то такое положение дел имеет право на существование. Правда, сразу же встают очень интересные вопросы.

Первый. Подобная практика называется дополнительной коммерческой нагрузкой. Кто ее разрешил ТЮЗу? В каком объеме? Это сделала гордума? Это порекомендовала комиссия Законодательного собрания области во главе с Александром Сериковым, которая в свое время активно осудила подобные действия в театре кукол? Кто автор нового коммерческого будущего для ТЮЗа? Как говорят в театре: «Автора!» Чиновники должны иметь право авторства, а не прятаться за какие-то анонимные решения — неизвестно чьи и неизвестно когда принятые. Допустим, я, налогоплательщик, не хочу такого будущего для своего любимого театра. На кого мне подавать в суд? На Вячеслава Кокорина? На Сергея Щербакова? На кого?

Вопрос второй. ТЮЗ вот-вот получит из областной казны около 35 миллионов рублей. На текущий ремонт. По слухам, он касается прежде всего большой сцены и её оборудования. Но позвольте, господа: большая сцена — это арена коммерции, и ее будущее должно быть основано на качественном партнерстве между государственными и частными структурами. Пусть ремонтируют эту сцену, зал, обновляют сценическое оборудование те, кто потом будут ее эксплуатировать. Зачем мне, налогоплательщику, спонсировать предстоящую (да уже и ведущуюся сейчас) коммерческую деятельность? Понятно, что от этой коммерции театр будет что-то иметь. Но тут какой-то уж слишком извилистый путь вырисовывается — такая, понимаешь, загогулина: за счет бюджета приводим в порядок основную сцену по звуку, свету и прочим компонентам, — так она становится привлекательнее для всевозможных коммерческих мероприятий, — а потом через посредников (или как?), которые не прочь будут отстегнуть себе лихой процент, какие-то финансовые ручейки дойдут и до театра. И станет жизнь лучше и веселее для ТЮЗа и его юных и молодых зрителей. Старо предание. Но верится с трудом.

У Валерия Павлиновича не получилось, а у Сергея Борисовича?

Бывший новосибирский ТЮЗ, а ныне — молодёжный театр «Глобус»: яркий творческий и успешный коммерческий проект

Помните эту историю: наш губернатор Шанцев решил поднять в Нижнем футбол на нужную высоту. Где-то, по-моему, тоже на Урале, была приобретена целая футбольная команда под симпатичным названием «Спартак» и прописана в Нижнем. Этот шаг должен был принести нам футбольные лавры. Не принес: команда с девическим именем «Спартак» позорно растаяла в футбольном небытии.

Но пример оказался заразительным. Руководитель комитета по культуре господин Щербаков решил приобрести для Нижнего Новгорода… целый театральный фестиваль. Не взрастить, не сформировать, не взлелеять, не родить на почве своих нижегородских традиций, а просто купить. Очень современно. Восемь раз всероссийский фестиваль «Реальный театр» проходил в Екатеринбурге на базе тамошнего ТЮЗа. Ныне Щербаков пообещал фестивалю лучшие условия (вероятно, и финансовые тоже), и он в девятый раз состоится в Нижнем с 21 по 28 сентября. На сцене появляется некое, неведомое никому из коллег-журналистов ООО «Ледардо-Арт» (Нижний Новгород), которое по конкурсу (интересно, когда он был объявлен и кто еще в нем участвовал?) выиграло контракт на проведение фестиваля. Цена вопроса составила 6 миллионов 585 тысяч 372 рубля, которые из бюджетных источников получит «Ледардо-Арт». Внебюджетные источники будут тоже.

Будущий фестиваль позиционируется как событие. В распространенной информации подчеркивается: «Реальный театр» — это крупнейший фестиваль, признанный третьим под значимости фестивалем в России после «Золотой Маски» (Москва) и «Балтийского Дома» (Санкт-Петербург). Что и требовалось доказать. Непонятно только, отчего екатеринбургские чиновники такую благодать из рук своих отпускают. Но доказывать еще придется многое. Миссия, идея, лозунг фестиваля непонятны для всех тех, кто не побывал на восьми уже состоявшихся «Реальных театрах».

В информационном сообщении, распространенном 6 июня есть интересная оговорка: «Предполагается, что экспертная группа в составе двух–четырех человек в ходе 15 предварительных поездок отберет спектакли в 15 городах России». Получается, что в начале июня еще неизвестна афиша фестиваля, и как она будет формироваться экспертами, если летом нынешние театры не играют — или репетируют, или в отпусках — неясно. Так и хочется вслед за чеховским героем, который вопрошал «Мисюсь, где ты?», вскричать: «Спартак», где ты?»

Хотя что тут иронизировать, — дай Бог, чтобы фестиваль состоялся. В Нижний прибудет много театральных людей, театров. За одну неделю собираются сыграть

16 спектаклей. Это придаст определенный настрой нашим театральным сезонам. Хотя, если по-честному, сегодняшних проблем нашего ТЮЗа «Реальный театр» решить не может, как и стать для него каким-то творческим катализатором. Боюсь, что так. Об этом свидетельствует творческий градус жизни коллектива. Хотя это уже и другая — не сегодняшняя тема.

Александр Асеевский