№13 (47), 29.06.2007

Общество

Где тот дом, который отремонтировал ДУК?

Известная формула гласит, что язык дипломату дан для того, чтобы скрывать свои истинные намерения. Среди экспертов и специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства происходит примерно то же самое. Чем больше обсуждается проблематика ЖКХ, тем меньше понятно населению, в чем состоит модернизация коммуналки. Заинтересованные лица спорят о цифрах, о терминах, нападают друг на друга. Лишь бы тайной за семью печатями осталась суть. Так получилось, что реальной площадкой для спора по существу стала территория Советского района Нижнего Новгорода…

Где деньги, ДУК?


Планы текущего ремонта есть, но на практике жилищники ждут, когда от жильцов последует сигнал SOS: крыша течет, подвал затопило, окна в подъезде выбиты

По проблематике ЖКХ схватились между собой ДУК (домоуправляющая компания) Советского района и депутаты Александр Бочкарев и Александр Косовских, избранные соответственно в гордуму и региональный парламент от того же района. Депутат Бочкарев обвинил районный ДУК в том, что деньги на ремонт собираются со всех 1200 многоквартирных домов Советского района, а ремонт ведется только в 26 домах. Эта информация вызвала жесткую реакцию в Советском ДУКе, вплоть до прозрачных угроз обратиться в суд с заявлением о защите деловой репутации.

Явно с подачи Советского ДУКа была распространена информация о том, что многоквартирных домов в районе не 1200, а 1047. При этом не просто ремонт, а капитальный ремонт проводится не в 26, а в 44 домах. А в других домах капремонта действительно не будет — там просто проведут техническое обследование и аварийные работы. При этом коммунальщики Советского района резонно заявили о том, что принудительно на капремонт денег никто не собирал, и непонятно, что имел в виду депутат Бочкарев, когда говорил о сборе денег со всех домов.

Стороны спора припомнили друг другу все прегрешения, и к дискуссии присоединился депутат Законодательного собрания Нижегородской области Александр Косовских, который в прошлом созыве возглавлял комитет по ЖКХ. Выяснилось, что Бочкарев имел в виду сбор средств с населения по статье «содержание жилья и ремонт». Данная статья означает именно текущий ремонт. Действительно, по этой статье денежные средства собираются со всех жителей, с каждого многоквартирного дома. Но, по Бочкареву и Косовских, не в каждом доме этот ремонт производится. Эти денежные средства вопреки Жилищному Кодексу собираются в общий котел, и ремонт производится в соответствии с планом текущего ремонта.

Депутаты Бочкарев и Косовских удивлены, что под текущим ремонтом Советский ДУК подразумевает «техническое обследование и аварийные работы». По их мнению, «техническое обследование» входит в раздел «содержание жилья», а не «текущий ремонт». А «аварийные работы» — это вообще следствие некачественных услуг, в том числе и по вине ДУКа, и вся «аварийка» должна проводится за счет ДУКа. Что же касается текущего ремонта, от которого, похоже, ДУК бежит как черт от ладана, то это периодические плановые работы. На них жилищники экономят, и потому ЖКХ — в развале.

Александр Косовских цитирует официальные документы: «Текущий ремонт должен производиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением заданий по годам) и годовым планам. Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях».

На практике планы текущего ремонта, конечно, есть, но, в основном, жилищники ждут, когда от жильцов последует сигнал SOS: крыша течет, подвал затопило, окна в подъезде выбиты. Но дело не только в этом.

Администрация Нижнего Новгорода всем жителям многоквартирных домов начисляет тариф по статье «содержание жилья и ремонт», куда входит и текущий ремонт. Стоит ли ваш дом в плане текущего ремонта на 2007 год или нет, вы все равно будете платить по полному тарифу. Александр Косовских утверждает: если ваш дом есть в плане текущего ремонта, то нужно посмотреть, что же входит в этот план, просчитать с представителями жильцов сумму расходов на этот ремонт, и в соответствии с этими расчетами начислить тариф. А если вашего дома нет в плане на текущий ремонт, то платить нужно только за содержание жилья. Сейчас же все платят одинаково. Именно об этом, как считает депутат Косовских, и вел речь Александр Бочкарев: деньги собираются со всех домов, а где и что делают — непонятно. Советский ДУК не желает вести речь по существу и говорит о капитальном ремонте, который делается за счет бюджета города и дополнительной оплаты со стороны жильцов.

За текущий ремонт жители платят примерно по 2,7 рубля за квадратный метр. Если в многоквартирном доме 10 тысяч квадратных метров, то в месяц получается 27 тысяч рублей, а в год около 300 тысяч рублей. Куда они уходят? На текущий ремонт вашего дома, на ремонт соседнего дома, о чем вас не спросили или кому-то в карман? Вот о чем надо разговаривать, считают Косовских и Бочкарев, — подомовой учет средств по статье «содержание жилья и ремонт», отчет ДУКа по расходованию этих средств по каждому дому. Этого сейчас нет, хотя Жилищный Кодекс четко прописывает все эти процедуры. Косовских говорит о том, что и в 2005 году, и в 2006 году он требовал от ДЕЗов (теперь эти функции по распределению денег жильцов выполняет ДУК) отчетов по каждому дому. Каких только отговорок они не находили, чтобы отказать в отчете! Мол, жильцы нас не выбирали, а потому и отчитываться перед ними не будем. Депутат уверен в том, что и в 2007 году никаких отчетов не будет, потому что в ЖКХ работа так и ведется по старинке, лишь произошла смена вывесок — были ДЕЗы, стали ДУКи.

Дорогое нам управление


Нет никаких предпосылок к тому, что качество жилищных услуг улучшится

Другая сторона вопроса — а что в состоянии сделать управляющая компания? Невозможно в одиночку управлять больше, чем тысячью домов. Даже в постановлении Правительства РФ рекомендуется, чтобы одна управляющая компания занималась 10–20 многоквартирными домами. В соответствии с этими нормативами, которые разработало российское правительство, в Нижнем Новгороде должно быть не восемь ДУКов, а примерно 200. При наличии оборотных средств эти 200 управляющих компании за два-три года привели бы ЖКХ города в порядок. Вместо этого приход новых управляющих компаний блокируется, и управляют жильем все те же восемь ДУКов. Почему? А потому, что это выгодно чиновникам, для которых «жилищная услуга» — это бизнес. И весьма прибыльный. Со всех сторон мы слышим: «К приходу в ЖКХ частника мы не готовы». А на самом деле под муниципальными вывесками давно орудуют частники, которые работают с деньгами жильцов и не отчитываются потом перед ними. И еще при этом огрызаются на какие-то упреки, грозят судом, а в суд почему-то не подают. Цель у них — не создание качественной услуги, а защита чиновничьего бизнеса.

Что конкретно имеют эти бизнесмены? По статье «расходы на управление» жители платят с учетом НДС примерно 80 копеек с квадратного метра. Если в районе примерно два миллиона квадратных метров жилья, то получаем 1,6 миллиона рублей в месяц. Эти управленцы действуют по принципу «мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем», — они только распределяют жилищные деньги. С учетом того, что подрядчики, как правило, — «свои люди», добавим сюда доходы от текущего ремонта, а также от капитального. Остап Бендер и в начале 30 годов прошлого века собирался пойти в управдомы, а сейчас туда ему самый путь.

Нет никаких предпосылок к тому, что качество жилищных услуг улучшится. Бюрократия использует свое служебное положение для того, чтобы сохранить за собой этот бизнес на гарантированных деньгах жильцов и без отчета о расходовании. Это не устраивает жильцов. Вот об этом и спорят стороны конфликта.

Виктор Деменев