№14 (49), 05.07.2007
Политика
Арзамас: завод и власть
Практика управления крупными мегаполисами из кабинета градообразующего предприятия постепенно выходит из моды. Однако в средних городах наблюдается тенденция к ее восстановлению. Яркий пример этому – Арзамас, в котором проживает чуть более 100 тысяч человек. Политические амбиции проявились у некоторых руководителей «Арзамасского приборостроительного завода». Легализованы эти амбиции под флагом … ЛДПР.
Странная оппозиция
Только предстоящий 50-летний юбилей завода удержал его менеджмент и акционеров от революционной реструктуризации предприятия
На недавней отчетно-выборной конференции регионального отделения «Единой России» губернатор Валерий Шанцев посетовал, что нижегородское региональное отделение партии незаслуженно много голосов отдало оппонентам на выборах в Законодательное собрание Нижегородской области. Этот вывод он проиллюстрировал конкретным примером. Мол, в Арзамасе весь завод проголосовал за ЛДПР. Приехал Жириновский и сказал, что будет защищать предприятие. А другие не приехали. Губернатор потом даже спрашивал руководство предприятия: ну, помогли вам ляхи проклятые? Те молчат…
На самом деле Жириновский не приезжал на «Арзамасский приборостроительный завод». За памфлетом губернатора скрыты сложные политические и экономические процессы, о которых стоит рассуждать.
В последнее время часть руководства АПЗ (политизированное крыло, в которое входят люди в возрасте от 65 лет и старше) в открытую называют себя оппозицией. Это не партийная, например, либерал-демократическая оппозиция, а именно заводская. Работники предприятия активно командируются на выборы в гордуму Арзамаса, причем выбираются самые боевитые представители из среднего звена управления. В принципе, тут нет никакого греха, — это нормально, когда работники крупных, якобы градообразующих заводов находятся в представительных органах власти. Другое дело — кто и какие ставит им задачи.
Недавно в некоторых арзамасских СМИ было распространено обращение трех депутатов к председателю гордумы Арзамаса, в котором они сообщали об отказе от работы в комиссиях этого представительного органа. В обращении они идентифицировали себя не как депутаты от таких-то избирательных округов, а как депутаты от «Арзамасского приборостроительного завода». Чуть позже, ссылаясь на проведение праздничных мероприятий по поводу 50-летия АПЗ, была предпринята явная попытка сорвать очередное заседание гордумы Арзамаса. Это только ряд фактов, свидетельствующих о том, что группа депутатов, как говорится, в ручном режиме управляется из кабинета заводского начальника Льва Мухина. Их позиция формируется не во фракциях, не в спорах и обсуждениях с коллегами, а в кабинете одного из руководителей АПЗ. Цель политического стратега Льва Мухина — дестабилизация работы гордумы Арзамаса, вплоть до ее роспуска по примеру города Кстово. О конкретных шагах в этом направлении уже сказано. Мотив — политическая целесообразность. Политическое крыло АПЗ как бы показывает, кто в Арзамасе хозяин.
Страховой полис с помощью политики
Политические амбиции части руководства АПЗ имеют и исторические корни. Все последние главы города, за исключением нынешнего, — выходцы с «Арзамасского приборостроительного завода»: Скляров, Галкин, Метла… Есть желание восстановить эту историческую традицию. Может быть, даже восстановить практику управления мэром из заводского кабинета генерального директора Юрия Старцева. Неплохая схема: депутатами командует Мухин, а мэром — Старцев!
АПЗ в действительности был градообразующим предприятием до семидесятых годов (его руководство мыслит инерционно). На этой почве у политических стратегов завода всегда было желание получать некие бонусы — нужный участок земли за символическую плату, какие-то другие преференции. И речь не исключительно об экономии средств (хотя и об этом тоже!), а и об удовлетворении амбиций, символике власти.
Однако дело не только в иррациональных потугах поруководить в Арзамасе всем, что движется. Внутри руководства АПЗ существуют разногласия по экономическим вопросам, которые выливаются в раздел сфер политического влияния. Идет скрытая от широкой публики борьба между Юрием Старцевым и Львом Мухиным. Они сориентированы на разных акционеров предприятия и инвесторов, по-разному видят перспективы завода. Но цель у них одинаковая — какие бы изменения не произошли на АПЗ и вокруг него, как можно дольше сохранить свой статус-кво.
Сначала об экономической составляющей происходящего на АПЗ. Только предстоящий 50-летний юбилей завода удержал его менеджмент и акционеров от революционной реструктуризации предприятия. Говорят о различных вариантах, но, скорее всего, реально речь идет о разделении АПЗ на четыре производственные единицы и управляющую компанию. Планируется выделение производства продукции гражданского назначения, инструментального производства, вспомогательного и военного производства. Одна из причин такого разделения «единого и неделимого» АПЗ состоит в том, что ряд бизнес-проектов и инвестиционных потоков привели на завод иностранцы. В силу специфики производства АПЗ государство в лице компетентных органов контролирует участие иностранных юридических и физических лиц в управлении заводом, имеющим стратегическое назначение. Однако иностранцы продавливают свое участие в управлении, и поэтому найден промежуточный вариант — они будут присутствовать в гражданской части предприятия, оставаясь пока вне «оборонки».
Слухи о реструктуризации АПЗ вызывают большую тревогу в рабочем коллективе, — идут глухие разговоры о предстоящем сокращении кадров. Есть разногласия и в руководстве АПЗ. Нет ясности и по позиции государства, которое владеет 20% акций завода. И вот тут для разрешения этих разногласий стороны пытаются использовать… политический рычаг. Не исключено, что будет реализована следующая многоходовая комбинация. Гендиректора АПЗ Юрия Старцева командируют в Госдуму по списку ЛДПР. Это будет почетная ссылка с отстранением его от реальных рычагов управления предприятием. Освободившееся место в Законодательном собрании Нижегородской области, которое сейчас занимает Старцев, согласно партийному списку ЛДПР, перейдет к политическому стратегу АПЗ Льву Мухину. Это закрепило бы позиции Мухина на заводе, пусть и не в качестве первого лица. Во-первых, депутата ЗС НО убрать с работы намного труднее, чем просто высокопоставленного топ-менеджера. Во-вторых, Мухин мог бы доказать новому руководству завода свою незаменимость тем, что он манипулирует политическими процессами в Арзамасе. И даже способен посадить в кресло мэра города человека АПЗ. Понятно, что это страховой полис для Мухина как минимум лет на пять.
Сосредоточились не на том?
Разделение АПЗ для Арзамаса подобно разукрупнению (по настоянию Запада!) Газпрома в России. Разработка политического проекта по блокировке гордумы Арзамаса и досрочной отставке мэра города (это возможно лишь в том случае, если последует предложение о повышении). Многоплановые разногласия у топ-менеджеров АПЗ. Неконструктивная привязка к Жириновскому и ЛДПР, мифология вокруг его помощи в борьбе завода с несуществующими рейдерами. В совокупности всё это говорит о неконструктивности и даже неадекватности политического крыла в руководстве АПЗ. Вместо того чтобы заниматься проблемами предприятия (в профессионализме топ-менеджеров АПЗ нет сомнений), здесь сосредоточились на непрофильных активах, в том числе и политическом — война против всех под флагом ЛДПР. В итоге, судьба некогда градообразующего предприятия вызывает у жителей города, работников завода понятную тревогу: не потерян ли АПЗ как мощное, эффективно развивающееся, единое предприятие?
Виктор Деменев