№14 (49), 06.07.2007
Культурный слой
Горсть земли родной
Она поможет обрести любовь, согласие, вернуть нас к исторической памяти
Не так давно часу в шестом зашел я… нет, не на Сенную, а в наш любимый Кремль. На поляне между зданиями Законодательного собрания и администрации увидел «примерку». Макет будущего памятника великому князю Георгию Всеволодовичу, основателю Нижнего Новгорода, уже лицезрела праздная и служивая публика.
Видел я до этого и скульптурный вариант памятника, естественно, не в натуральную величину, — и что-то он мне не показался. Кроме идеи власти и парадной торжественности, ничто другое «не прочитывается». А ведь был поступок мужественный, дерзостный, на века — укрепиться княжеству и земле русской на слиянии великих рек. Это только в школьной истории просто — пришел, увидел, победил. В реальной — нужен некий сгусток энергии, большая воля, чтобы выбрать маршрут истории именно такой, а никакой иной… Ну, да ладно, здесь я, может быть, слишком субъективен.
Беспокоит совсем другое. Георгий Всеволодович, хоть и определен православной церковью к лику святых, — фигура в истории нашей достаточно противоречивая. Об этом говорят и пишут историки, краеведы, люди, которые стараются осмыслить исторические судьбы Родины, и журналисты. Только что выловил в наших нижегородских СМИ статью, где в который раз Георгий Всеволодович предается остракизму за довольно непонятное поведение в противостоянии нашествию татаро-монголов. Автор статьи, исходя из изложенного им самим, задается сакраментальным вопросом: как и за что Георгий Всеволодович оказался в русском пантеоне святых? Рано ушедший от нас историк Николай Филиппович Филатов отвечал на него однозначно: по должности — Георгий Всеволодович был канонизирован как последний Великий князь Руси. Кстати, отношение Филатова к основателю Нижнего было, мягко сказать, не совсем доброжелательное.
Три проекта памятника Георгию Всеволодовичу, вышедшие в финал конкурса
Вот чего я и боюсь. Распря, возникающая в наших разных отношениях, восприятиях Георгия Всеволодовича, ведь совсем не закончится с водружением памятника ему. Конечно, Георгий Всеволодович стоял у начала любимого Нижнего, и как не воздать долг уважения такому поступку великого князя. Но сколько еще журналистов, краеведов, ученых мужей, общественных и политических деятелей, да и просто экскурсоводов, которые будут водить свои группы к новому памятнику в Кремле, нет-нет, да и будут «спотыкаться» и сомневаться: «А ведь Георгий Всеволодович совсем не герой, если вспомнить…»
Этих мнений, разговоров, как все понимают, «декретом Совнаркома» не запретишь и не отменишь. Добавляются недовольные самим памятником (смотри начало статьи), местом его установки и так далее, и пошла писать губерния в виде бодрых репортажей юных и всезнающих тележурналисток с многообещающим зачином: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…» Сценарий этот легко просчитывается, но есть ли возможность его избежать? Есть ли возможность в корне изменить отношение к будущему памятнику, превратив его в символ единения всех — и без исключения! — нижегородцев? По-моему, есть.
А что если нам снести под основание памятника по горсти священной нижегородской земли?.. Земли, где протекала многовековая наша история, где являлись люди — святые, великие, героические, совершившие незабываемые деяния и подвиги во имя нашей России. Горсти земли родной станут символом нашего нерасторжимого единства, символом единения, которое мы называем — «нижегородцы». Каким бы там ни был Георгий Всеволодович, своим поступком — пришел, дал начало Нижнему и последующей истории нижегородской — он заслужил, чтобы памятник ему стоял, окаймленный частичками земли родной, несущих память о самом замечательном и значительном в судьбах нижегородских. А коль будет так, мы все сразу увидим в памятнике не только фигуру великого князя, для некоторых противоречивую, — Георгий Всеволодович станет для нас основателем нашей нижегородской летописи в судьбах родины. С него начиналось и повелось.
Когда-то к юбилею России в Великом Новгороде поставили памятник Екатерине II. Все всегда понимали: памятник стал данью великой императрице, но жил в другом контексте — русской истории и ее деяний. Подобное может случиться и с памятником нашему Георгию Всеволодовичу. Памятник ему — это несколько веков судеб нижегородских.
Мне бы виделись горсточки земли у памятника с мест деяний наших святых — батюшки Серафима, преподобного Макария. Пусть ляжет в Кремле горсточка землицы с мест, связанных с протопопом Аввакумом и Никоном, с дивеевских пределов, из действующих и позаброшенных монастырей, где творились и такие дела, как Лаврентьевские летопись. Пусть ляжет в Кремле землица с наших знаменитых нижегородских отчин — Городца да Балахны, да Арзамаса, да других тоже. А священная земля Большого Болдина, еще с мест, где родились или упокоились наши знаменитые писатели, художники, артисты — Корнилов, Кочин, Сухов, Люкин, Прохор с Городца, подручный Андрея Рублева и Ступин… Да, много имен можно перечислять. Говорят, подворью, где родился Алексей Максимович Горький, пожалуй, обретший самую большую мировую славу из нижегородцев, уготована судьба быть укатанным в асфальт: так требует строительство новой дороги — в центре города. Самое время сохранить хоть горсточку земли с этого пока ещё «живого» места.
Есть имена, которые давно стали как бы нашими символами — Кулибин, Алексеев, Чкалов, Коноваленко… Это все наша история. И она пусть отразится в нашем памятнике — символе.
Святая память — ратные подвиги нижегородцев. Горсточки земли принести бы к памятнику от Минина, Пожарского, с Бородинского поля и Мамаева кургана, из-под Прохоровки и опаленного Севастополя. Может, привезти нам ее и из-под Таллина, где геройски погиб сормовский паренек Женя Никонов. Пусть земля, хранящая миллионную толику его праха, срастается навечно с нижегородской землей «Неужели ж и в самом деле есть какое-то химическое соединение человеческого духа с родной землей, что оторваться от нее ни за что нельзя, и хоть и оторвешься, так все-таки назад воротишься». Так писал Федор Михайлович Достоевский. Пусть Женя Никонов будет одним из вернувшихся…
Конечно, идея «памятника на горсти», памятника, «сцепленного» горсточками родной земли, требует уточнений. Надо бы продумать технически, как бы это могло быть обустроено. Ни в коем случае нельзя поручать или перепоручать это дело нашему чиновничеству: все формализуют и обездушат. Мне видится, что за идеологию этого дела должна бы отвечать какая-то общественная организация, не партийная. Больше всего подходят Общественная палата или Союз журналистов. Вообще у российских журналистов есть опыт подобных акций. В Томске они самоорганизовались, собрали деньги, отлили и попросили установить на звоннице одного из православных храмов колокол. Колокол Гласности. Пусть звонит и напоминает, что христианские заповеди и для журналистов — поддержка и опора. Но это разговор несколько в сторону, конечно.
Главное не это. Обрести умиротворение и согласие в сердцах, гордость своей историей, веру в то, что она продлится и продолжится сотворение новой России — сильной, счастливой, духовной — всему этому может помочь и «памятник на горсти». Многих затрат это не потребует, — это вам не Царь-горку построить… Нужен только шаг.
Александр Асеевский