№17 (56), 26.07.2007

Культурный слой

Борзыкин и «Хроноп»: как это было

В минувшее воскресенье в одном из клубов прошёл концерт Михаила Борзыкина и группы «Хроноп». Событие для музыкального Нижнего не рядовое. Последний визит лидера легендарного питерского «Телевизора» произошёл фактически десять лет назад. Репортаж глазами блоггеров.





Prilepin:

«Хроноп» и «Телевизор» — две моих любимых группы. О каждой по отдельности (или сразу и о той, и о второй) надо бы писать эссе на тему «Как мы просмотрели великую команду».

Такие вещи «Хронопа», как «Ночь», «Громкие гитары», «Оставь свой адрес», «Всё меньше», являются абсолютными шедеврами. Каждую из этих песен я прослушал не менее тысячи раз и еще столько же раз пел про себя, передвигаясь пешком или на любом виде транспорта, включая коня. «Телевизор» очень любят бомжи у моего подъезда: когда я выхожу на улицу выбивать ковры или разбирать старье в сарае, я выставляю колонки в окно и включаю музыку так, чтобы это было слышно в соседнем районе. «Нет денег на милосердие, на доброе дело, на злое дело; на здоровую душу, здоровое тело, на энергию нет денег» — вот такое поётся. Бомжи сдают бутылки и пританцовывают.

А вообще «Телевизор» — самая сильная и злая команда в России (подобная энергетика была только у «Машнин Бэнд», но «Машнин» куда-то пропал). Борзыкин талантлив — убедительно и непоправимо. (В отличие от своего, как я понимаю, товарища Ко Кинчева, который так стремительно сдурел, что плакать хочется).

Kormery:

Слов не найду подходящих, чтобы как можно точнее описать весь свой восторг от концерта: как в тот момент — так и сейчас, спустя некоторое время. Михаил как всегда был на высоте; зрители жадно ловили каждое слово, каждый аккорд KORG’овского синтезатора — слушали, танцевали, раскачивались в такт музыке. Прозвучали: С ВАМИ ГОВОРИТ ТЕЛЕВИЗОР, КТО ТЫ?, МУХА-БЛЮЗ, ТОВАРИЩ СУХОВ, ДЫМ-ТУМАН, БЫТЬ БЫ, башлачёвская РЫБНЫЙ ДЕНЬ, МОЛЧА, ТАРАКАНЫ, БАБУИНЫ и другие полюбившиеся песни. Из новых вещей — ТИШИНА, ДЕЖА ВЮ, ОКОЛЕСИЦА, ЗАКОЛОТИТЕ ПОДВАЛ и абсолютно новая, ни разу еще не звучавшая на концертах, которую Михаил представил как «Глупая или Неглубокая песня». Остросоциальная, страшная, чем-то напоминающая сводку криминальных новостей… Два «биса». СЫТ ПО ГОРЛО, на которой мы и весь зал особенно драйвово «отожгли» (это прямо стало традицией), и НЕТ ДЕНЕГ (моя любимая…) — уже без компьютера, под аскетичное фортепианное сопровождение синтезатора.

Что еще сказать — ВЕЛИКОЛЕПНО!

tov_serg:

Всё было просто отлично, организаторам немереная благодарность и вообще.

На сцену поднялись музыканты древней нижегородской группы «Хроноп» во главе с Вадимом Демидовым. Маленькая неприятность с порвавшейся струной не смогла испортить общий настрой выступления. «Когда ты курила траву», «Лётчик» и прочие номера вызывали неизменные аплодисменты. Отдельно хочется отметить просто великолепную песню «Напиваются» с припевом: «В плохие времена хорошие люди… напиваются». Ну, и, разумеется, наибольшую реакцию вызвали такие песни Вадима как «Стил лайф» и «Любитель жидкости», исполняемые Чижом.

Второе отделение. Описать выступление Борзыкина сложно — ну сидит дядька, немолодой, седой уже, лупит по клавишам синтезатора, иногда подключает ноутбук. Ни тебе кордебалета с сиськами, ни гитариста, трясущего хаером, короче, никаких примет угарного и мясного мероприятия. Просто мощный красивый голос и сложные ритмы, нечеловеческая мимика и действительно жёсткая поэзия.

Песни Борзыкина лично мне всегда напоминали чёткие и яркие фотографии. Просто снимок, — всё по-правде. И свобода теперь снимается в «рекламе пудры для упырей», и собратья по сцене предпочитают получать ордена из рук «неохристочекистов». Борзыкин безжалостен — никакой пощады. И если начало выступления ещё создавало некие иллюзии покоя и лирики, то финал разнёс их к чертям. Концентрированное одиночество, смерть под ногами и бежать уже некуда. Тени за спиной Музыканта замирают на секунду и продолжают движение. «Чтобы не сойти с ума и о смерти не помнить…»

Премьерная «Глупая/неглубокая песня» о человеке, который «Лояльный? Да! Толерантный? Да!», может быть, излишне плакатна и проста, но этим всегда и отличался «Телевизор» — о дерьме нужно петь прямо, омерзительное должно вызывать именно омерзение, а не понимание.

Лично у меня возникло нехорошее предчувствие, что у Борзыкина возникнут серьёзные проблемы с изданием нового материала: любопытно, решится ли какая-нибудь компания выпустить пластинку с «Заколотите подвал», «Дежавю» и прочими вещами? Хочется верить, что да.

Ближе к концу Михаил наконец оторвался от синтезатора и исполнил несколько вещей в сопровождении одного ноутбука. И вот это было нечто! Настоящий артистизм, когда каждая песня не только поётся, но и демонстрируется.

Если в начале выступления на танцполе отжигали, в основном, как я понял, приезжие фанаты ТВ в фирменных майках, то к концу пробудились и все остальные.

Финал — «Сыт по горло». Прощальная реплика «Ребята, ходите на марши и вообще не спите». Люди скандируют «Ещё!», Михаил возвращается и исполняет «Беги» на бис.

Ощущения отличные. Концерт великолепный. Кто не был — потерял многое.

Natural_mystic:

В воскресенье побывала на совместном концерте Михаила Борзыкина из питерской группы «Телевизор» и всем известного героя нижегородского рок-подополья «Хронопа». До этого дня ничего, кроме имени на нечастых афишах, не слышала о втором и только по названию знала о существовании первого. Публика для такого рода действ — обычная: тусовка из ставших интеллигентами диссидентствующих неформалов восьмидесятых, молодых, с молоком матери и длинной в знак протеста бородой отца впитавших любовь к хорошей музыке со смыслом, подтекстом и активным социальным зарядом и попавших на концерт по рекомендации и приглашению, типа меня. Атмосфера — море позитива. Обстановка, несмотря на сотню зрителей, — камерная. Настрой — предвкушение.

В первой части выступала группа «Хроноп». Солист вышел в красной майке с портретом неподражаемо к месту пришедшегося Че. Пели и играли на протяжении часа. Старое, новое, экспериментальное. Публика встречала как друга, которого привыкла видеть у себя в гостях, — аплодисменты почти как формальность: «Ты и так знаешь, чувак, как мы тебя любим!»

Музыка показалась интересной. От провинциальной группы, видимо, в силу своего антипатриотического невежества — героев малой родины надо знать! — ждала ГОРАЗДО меньшего. Музыканты очень хорошие. Музыкальные темы, разнообразие аранжировок, очень даже на уровне сольные гитарные партии, проигрыши на виолончели, а-ля «Крематорий» на скрипке, — в общем одно сплошное удовольствие. Тем более неожиданное.

Во второй части выступил Михаил Борзыкин. Жанр для себя определила как акустический арт-рок. Михаил либо просто аккомпанировал себе на синтезаторе, либо при помощи лэп-топа создавал мощный, очень образный музыкальный фон из разных звуков и записанных заранее сэмплов. Чередование разных по густоте и насыщенности композиций делало музыку интересной.

Манера исполнения песен у Борзыкина довольно агрессивная: песни не для фона, а для погружения. Со мной такого давненько не случалось. Тексты — остро социальные. Жутко социальные. Точнее депрессивно-агитационные политические. Про «контроль» «христочекистов» и вообще. Такая жуткая панорама действительности. И честно говоря, в какой-то момент становилось не по себе: казалось, что сейчас кто-нибудь в штатском войдёт и как в старые незапамятные закроет «лавочку». Но всё обошлось. Хотя странно, что в двадцать два года можно как будто своими собственными глазами увидеть картинки, свидетелем которых никогда не была. Чёрт возьми, вот она, наверное, — память народа! Коллективное сознательное!

Борзыкин закончил призывом «не спать» и «ходить на марши». Все безмолвными аплодисментами поддержали. Личности организатора и многих присутствующих (в том числе и меня) доказывали, что в зале свои: «Мы и так уже, Михаил!»

Vovchila:

Вот это вчера было!!! Ходил на концерт. Михаил Борзыкин играл на клавишах и пел. До сих пор в полнейшем и глубочайшем восторге. Я не слышал «Телевизор» лет десять. Был убит наповал. И текстами, и исполнением. Если бы он приехал с группой — башню точно бы снесло окончательно. И так, словно током било. Ничего сильнее давно не слушал: «христочекисты» — это мощно!

И лирика! И революция! И свобода!