№18 (58), 02.08.2007

Политика

40 тысяч одних контролёров…

Губернатор Шанцев расставляет сети… управления — контроль над ресурсами должен быть личным

Скоро исполнится два года, как Валерий Шанцев рулит Нижегородской областью. Это хороший общий посыл для того, чтобы поговорить о режиме его власти. А частный повод к этому дает принятый на последнем заседании Законодательного собрания Нижегородской области закон «О госнадзоре в сфере благоустройства в Нижегородской области».

Когда речь идет о шанцевском режиме, мало кто хочет смотреть правде в глаза. В ход идут компромиссы и подмена понятий, фактов. Например, программное разногласие между губернатором и мэром областного центра сводится к межличностному конфликту между Валерием Шанцевым и Вадимом Булавиновым, хотя этот фактор второстепенный. В том числе и поэтому суть режима «тайна сия велика есть».

Валерий Павлинович — это кадровый партийный работник. Он привык (в том числе находясь на должности вице-мэра) не столько сам работать, сколько контролировать работников. За многие годы нахождения на контролирующих должностях Шанцев превратился в гения контроля. Юрий Лужков научил его, как обложить работников со всех сторон так, что они будут связаны по рукам и ногам и без согласования с Шанцевым шагу не ступят. На этой площадке бороться с нынешним нижегородским губернатором бесполезно. Будучи эпигоном Лужкова, Валерий Шанцев даже не пытается придумать что-то свое, — он просто копирует то, что в свое время сделал в Москве мэр Лужков. В этом тотальном контроле над всем и вся — одна из существенных черт режима Шанцева. Он из тех руководителей, которые знают, что нужно делать, но не знают, как. Поэтому губернатор опутывает исполнителей паутиной контроля и смотрит, как они будут осуществлять его общие декларации?

 

Кстати

Много контроля не бывает
Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов на заседании Законодательного собрания Нижегородской области от 26 июля перечислил следующие структуры, осуществляющие надзор за благоустройством: административно-техническая инспекция, жилищная инспекция, Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура, исполнительно-распорядительное управление при губернаторе, ГИБДД, МВД. Из них только АТИ является муниципальной структурой, а остальные — областные (государственные). Губернатор Валерий Шанцев, будучи недовольным работой АТИ, создает дублирующую структуру — уполномоченный орган при областном правительстве. Даже лояльные губернатору депутаты ЗС НО опасаются, что за одно и тоже нарушение штрафовать будут дважды — и муниципальная структура, и государственная.

Губернатору Шанцеву безразлично, что происходит в отдаленных районах области (он уже успел разочароваться в поездках по глубинкам области). Для него важен только Нижний Новгород с его огромными ресурсами: финансовыми, земельными, имущественными. Все областные законы пишутся для Нижнего Новгорода. Сеть контроля накидывается на Булавинова независимо от качества его работы. Даже если бы мэр Нижнего Новгорода работал безупречно, повод всегда бы нашелся. Цель губернатора проста — контролировать все реальные ресурсы, а местное самоуправление загнать на смету. И так было бы с любым мэром Нижнего Новгорода, а не только с Булавиновым. Это школа Лужкова и системный подход, который определяется и личными управленческими качествами Шанцева: по другому он работать просто не умеет.

Те, кто пророчат возможное назначение на пост мэра Нижнего Новгорода заместителя губернатора Ирины Живихиной или министра ЖКХ Андрея Мошонкина, не понимают суть системы Шанцева. Ни Живихина, ни Мошонкин не хотели бы оказаться на этой должности. Губернатор почти сразу же начал бы их давить, как асфальтовый каток, как и в ситуации с Булавиновым, — без особых скидок на личное отношение. Тут для него важен принцип: губернатор должен контролировать все важное и существенное, остальное — вторично. Это иллюзии, что Шанцев и Живихина или Шанцев и Мошонкин работали бы в схеме «сильный губернатор — сильный мэр». В отношениях шанцевских москвичей царят те же нравы политического дарвинизма (волки съедают ягнят не в силу личных антипатий, а потому, что хотят кушать), что и в отношениях москвичей и нижегородцев.

Об этом свидетельствуют трения между и. о. заместителя губернатора, министром строительства Валерием Англичаниновым, министром жилищной политики и жилого фонда Виталием Крючковым и министром ЖКХ Андреем Мошонкиным. Первый из них представляет интересы крупного строительного бизнеса, второй — интересы бюрократии, третий — равноудален и от бизнеса, и от бюрократии. Более агрессивный строительный бизнес оказывает при помощи Шанцева сильнейшее давление на бюрократию, и Виталию Крючкову приходится очень туго, несмотря на поддержку влиятельнейшего брата-близнеца, очень близкого к губернатору. Истоки этого конфликта состоят в том, что Шанцев не разбирается в вопросах строительства, жилищной политики, ЖКХ.

Что в этой ситуации сделал бы типичный партийный функционер? Он свел бы нос к носу строителя, бюрократа от жилищной политики и коммунальщика, заставил бы их спорить, а потом бы повязал взаимным контролем. Поэтому вместо одного министерства ЖКХ и строительства у нас в регионе создано три профильных министерства, которые жалуются друг на друга Шанцеву. Используется метод увеличения административных структур.

Тот же метод используется для контроля над мэром Нижнего Новгорода. Губернатор создает новые координирующие контрольные органы. В Москве используется тот же метод — там большой бюджет, и он прокормит любое количество контролёров, чиновников. Здесь у Шанцева тоже появилась эйфория — бюджет растет, можно соответственно увеличить количество административных структур, число контролеров. Для вида губернатор говорит о том, что мало контроля — плохо, много контроля — тоже плохо. На самом деле, Шанцев не понимает смысла слова «много», когда речь идет о его личном контроле над ресурсами. «Много» тут в его представлении просто не бывает.

Шанцев превращает понятие «что делать» в «как сделать» сугубо административными методами (плюс бездумное копирование чужого опыта в совершенно других условиях), будучи уверен: количество чиновников и контролеров перейдет в качество губернаторской работы.

Виктор Деменев