№19 (60), 10.08.2007

Политика

Гагинский район: к нам едет… губернатор

Одухотворенная идея «царь (помазанник Божий) и народ (православная паства) «уже давно подменяется бездуховной формулой «начальник и бюрократия». Что, собственно, и подметил Гоголь в «Ревизоре». В советские времена это получило свое развитие, а в нынешние времена добавилась еще и пошлость. Проиллюстрируем это на примере подготовки визита губернатора Валерия Шанцева в Гагинский район.

Не уборка, а пыль в глаза

Местная бюрократия перед приездом более высокого начальства любит повторять, что всякая хозяйка проводит уборку в своем доме перед приходом гостей. Однако не всякая хозяйка пытается пустить пыль в глаза гостям, как это делает бюрократия в свете появления там современного Сквозника-Дмухановского.

Показательный пример. Дорога в центре Гагино возле районного пассажирского автопредприятия (кстати, одного из немногих успешных предприятий района) до последнего времени напоминала даже не направление, в нечто аналогичное тому, что получается после взрыва десятка фугасов. Глава администрации Гагинского района Николай Савкин почти два года не был озабочен ремонтом этого участка дороги, хотя там находится ключевой подъезд к местным автозаправкам. И вот перед ожидаемым приездом губернатора Валерия Шанцева там вдруг (!) был проведен ремонт, а рядом даже разбита раньше не существовавшая цветочная клумба. Получается, что Савкин работает не для народа, не для гагинцев, а для начальства: не запланируй нижегородский губернский начальник приезда в райцентр, так бы и ездили люди по ухабам, которых нет уже, пожалуй, нигде!

Губернатору Валерию Шанцеву хотят показать новый туристический маршрут, проходящий, в том числе, и по ряду населенных пунктов Гагинского района. Один из них — село Ветошкино («Архангельское тож»). Перед приездом высокого гостя на центральной улице села тоже разбили клумбу, которой не было ранее и не будет потом. Почему? А потому что в селе Ветошкино несколько лет подряд серьезные проблемы с водоснабжением. Сидя по три дня без воды (а колодцев в селе нет — только электрокачки, которые часто не работают), никто не станет приглядывать за цветами. Кстати, клумба образовалась на месте разрушенной спортивной площадки, которые столь любимы страстным проводником физкультурно-оздоровительных проектов Валерием Павлиновичем…

А еще в селе Ветошкино постоянные перебои с электричеством. Они тоже способствуют проблемам с водоснабжением. И вот людям предлагается туризм без гарантий электричества, а, возможно, и с более широким кругом проблем по соседству. Еще один элемент ветошкинского антуража — это свалка в центре села, рядом с «барскими прудами». Понятно, что вертолет исполнительно-распорядительного управления при губернаторе не долетит ни до середины Днепра, ни до центра села Ветошкино. Но факт остается фактом — столь нелюбимые Шанцевым несанкционированные свалки существуют не только в Нижнем Новгороде, но и далеко на периферии. Плохо работают и районные власти, и губернаторские службы!

Впрочем, давно ясно, что губернатору Шанцеву важны не свалки или их отсутствие, а повод устроить накат на ряд чиновников. Поэтому, когда надо, Валерий Павлинович тоже обманываться рад и примет ветошкинское бытописание как благодать.

Меценат, которого и не ждали

Теперь о туристическом маршруте, который покажут нижегородскому губернатору. Около 12 лет назад при невыясненных обстоятельствах сгорела усадьба Пашковых. В дальнейшем остов великолепного замка с варварством, которое можно сравнить только с разрушением православных церквей и монастырей в 20–30-е годы прошлого столетия, разбирался по кирпичику. Те, кто видели этот процесс разрушения усадьбы, уже и не чаяли, что найдется меценат, который возродит памятник культуры областного значения, но федеральной, а то и выше красоты.

И вдруг люди добрые услышали, что такой меценат нашелся. Он восстановил сначала усадебный дом барона Жомини, что располагается на Баронском хуторе. Усадьба сразу стала частным владением. Это не сильно смутило тех, кто жаждал восстановления ветошкинских достопримечательностей: лишь бы господин Лавров остановил процесс разрушения усадьбы Пашковых. И вот Лавров, владелец пешеланского завода и академик какой-то Академии, начал расчищать знаменитый парк и восстанавливать второстепенные архитектурные формы усадьбы — бывшую барскую больницу и арку-хранилище. Появились надежды: ужель дело и до главного здания дойдет?

И Катюша Маслова в «холодной»

Когда дело касается истории, архитектурных комплексов, культуры и быта народного, очень важны исторические и фактические достоверность и точность. Так вот утверждаю: если бы в руки господина Лаврова попала большеболдинская пушкинская экспозиция, я бы ни за что не поручился. Ради коммерческих целей там вполне могли бы открыть корпус, в котором великий русский поэт якобы держал бордель из местных девиц. Ведь нового хозяина пашковской усадьбы мало волнует фактическая сторона дела. В бывшей больнице для крестьян, которая, судя по описаниям, славилась кафельным полом и доктором-немцем, располагается теперь «флигель». Там сделан евроремонт, ничем не напоминающий об исторической обстановке. В этом смысле флигель-больница в Ветошкино не повторил счастливую судьбу, например, гостиницы-музея купца Лихонина в Суздале. Хотя «флигель» с больничным прошлым может стать гостиницей. В Лихонинской усадьбе тоже современные санузлы, но сохранена атмосфера купеческой жизни двухвековой давности: и мебель, и печь, и отделка. В Ветошкино история убивается чьими-то безумными идеями.

Находясь в этом «флигеле», начинаешь понимать, что тут и есть продолжение того самого вандализма, от которого искали спасения у Лаврова-пешеланского. Оказывается, целый ряд мраморных ступеней просто вывезен из продолжающего погибать усадебного дома. Получается, что восстановители культурного наследия тоже прикладывают руку к его разрушению. Замок признан новым владельцем неподлежащим восстановлению — то ли по экономическим соображениям (слишком дорого), то ли по строительно-архитектурным (якобы эксперты сочли восстановление нереальным), хотя столько бесценных архитектурных шедевров были восстановлены из руин. А гибель этой усадьбы будет непростительна.

Академик Лавров и его подручные нарушают и исторически-архитектурную среду вокруг усадьбы Пашковых. В центре цветника на подъезде к крыльцу дома был огромный камень. Якобы когда-то один из владельцев усадьбы похоронил под ним любимую охотничью собаку. И вот этот камень перевозят на хутор Баронский, откуда якобы подобный уже украли. Какая чепуха! Так и скажите: понравился гранитный камень, его и экспроприировали беззаконно и бессовестно. Зато теперь на территории усадьбы всюду натыканы огромные бутафорские грибы. Помнится, такие предлагают купить в Пешелани. Садовая скульптура. Только думается, что дворянство прошлых веков предпочитало видеть в садах и парках другие изваяния, а не пошлые грибы. Впрочем, изготовление последних дешевле, а туристам и так сойдет.

А там, где у Пашковых был холодный склад для продуктов в виде проездной арки, находится «холодная» для крестьян. То бишь господская тюрьма для крепостных. И с исторической, и с фактической точек зрения это абсурд и издевательство над прошлым. Дело в том, что основатель усадьбы из-за своих гуманистических взглядов даже частично отошел от хрестоматийного православия, чем заслужил высылку из страны. Помимо религиозного просвещения своих крестьян, он построил в Ветошкино школу, больницу, создал резерв продукции на случай неурожая и всегда помогал погорельцам бесплатным лесом на строительство нового дома. Так что собственная «холодная» и кандалы в них — не пашковский стиль. Жаль, что расположенная в тех же стенах экспозиция, посвященная роду Пашковых, не рассказывает ничего интересного о владельцах усадьбы.

Интересно, что у академика Лаврова в «холодной» сидит современный женский манекен, облаченный в весьма сексапильное белье, явно не смахивающее на дамский туалет XIX века, и чулочки. Это толстовская Катюша Маслова в заключении. Кто все это придумал? Зачем экономить на подготовке экспозиций, раз уж берешься за развитие туризма? Чтобы смешить людей?

Не удивлюсь, если заместителю губернатора Ирине Живихиной, которая курирует туризм, это все понравится, а губернатор Валерий Шанцев так же лично благословит фальшивку. Ведь им главное отчитаться о том, что появился новый «прекрасный» турмаршрут в Нижегородской области, а за все остальное пусть отвечает академик Лавров.

Ложка меда в бочке дегтя

Всюду фальшь и пошлость. И все это базируется на полном презрении к своему народу, в особенности в сельской местности. Еще одно доказательство этого от министра АПК Леонида Седова. В одном из недавних телеинтервью он объяснял снижение поголовья скота на домашних подворьях селян тем, что материально их жизнь стала лучше и необходимость держать скот отпала. Это полное непонимание психологии народа министром, вышедшим из райкомовско-бизнесменовской среды.

Селяне не отказывались от своего скота и в лучшие для них, советские времена, когда в хороших хозяйствах была стабильность, а личных автомобилей на селе было не меньше, чем в городе. Разве сейчас на селе кто-то почувствовал советскую стабильность? Конечно, нет. Министр Седов пошел по хрущевскому пути начала 60-х годов, когда у колхозников попытались отнять скот, якобы потому, что они стали жить лучше и чтобы больше времени пахали в колхозах. За это, кстати, Никиту-кукурузника крестьяне никогда не простили.

Можно было б закончить это повествование о массе наших разноуровневых начальников гениальной фразой Гоголя — «одни свиные рыла», добавив, что наши начальники — «лихие супостаты». И все-таки есть ложка меда в бочке дегтя. В рамках чистой коммерции у господина Лаврова есть и неплохой проект в селе Борнуково, где полтора десятка мастеров заняты вытачиванием из камня фигурок животных и ткачеством. Все это располагается в Доме ремесленника, и в этом нет никакой фальши и подделки.

Виктор Деменев