№19 (60), 10.08.2007

Общество

Застроенная история

Современная нижегородская застройка требует «жертву». И она её получает: старый Нижний уходит в безвозвратное прошлое. Память о нём в будущем будут хранить тени — тени разрушенных домов, вырубленных парков, утраченного города.

Город без лица

На улице Короленко строители вовсю копают котлован.

Во дворах трех домов строительный бум — визитная карточка современного бизнеса.

Один из этих домиков, небольшой, о трех окошках со ставенками, был построен в 40-е годы XIX века. Второй — двухэтажный, типичный образец нижегородского доходного дома. Третий — чудесный пример деревянного модерна начала XX века. Обидно: еще несколько лет назад в рамках акции «Старый Нижний: люди, улицы, дворы» именно этот дом номинировали на получение премии за «достойное отношение владельца к исторической застройке». Строители не случайно начали копошиться сначала во дворах: зачем привлекать к себе не нужное внимание. Главное — чтобы не сразу бросилась в глаза очередная зияющая язва. Это обычная тактика проведения строительных работ в исторической части Нижнего Новгорода. Сначала вгрызться в его нутро. Потом — предъявить народу очередной «заасфальтировано-пробессированный» шедевр работы какого-нибудь маститого нижегородского «зодчего».

Судьба Нижнего Новгорода как «исторического поселения» приближается к точке невозврата. Проходя по городским улицам, на угловых стенах недавно воздвигнутых «жилых домов с подземной автостоянкой и офисными помещениями» нелепо выглядят памятные доски. Нет, они не увековечивают память ныне живущих здесь. Они еще не успели прославиться. Подобная памятная доска — особенная. Она напоминает, что на этом месте еще недавно стоял дом, в котором когда-то проживал известный человек.

Скоро нас не минует печальная судьба быть вынужденными читать другие подобные указатели вместо того, чтобы иметь возможность пройтись по любимым улицам.

Список потерь огромен. «Подделки под памятники» на Студеной. Пожары на Нижегородской. «Новострой» в Холодном переулке. Исчезает старая Белинка. С лица Варварки стёрли практически все памятники архитектуры — даже те, которые собирались сохранить.

Сейчас посягнули и на такой достопримечательный уголок Нижнего, как квартал «Славянская — Новая — Короленко — Студеная». Местные строения — не только энциклопедия деревянного зодчества середины XIX — начала XX в.в. Несколько улочек вблизи миниатюрной церкви Трех Святителей пока еще сохранили неповторимый облик той эпохи, когда в их домах жили и творили Короленко, Максим Горький, Шаляпин, Леонид Андреев. Поэтому данный квартал по инициативе выдающегося архитектора-реставратора Святослава Агафонова получил статус «историко-культурной заповедной территории» согласно постановлению областного Законодательного собрания от 27 ноября 1997 года. Но для некоторых закон, «что дышло». «Новая» уже описывала трагическую историю еще одного памятника эпохи модерна — дома купца Цылбова. Даже с охраны снять не удосужились… Разметали в несколько дней.

Приусадебные зачистки


Проект застройки улицы Короленко. Автор — бывший городской архитектор Сергей Тимофеев

Проект застройки той же улицы уже в исполнении архитектора НИП «Этнос» Сергея Дмитриевского

Этот деструктив — ответственность тех, кто сейчас «правит бал». А правит этот бал большой капитал при поддержке трусливых и коррумпированных чиновников… Долгое время нижегородскими памятниками распоряжался Владимир Седов.

Методы в его арсенале были самыми что ни на есть понятными. В кресло министра культуры его пропихнул закадычный друг по кино, великий «патриот» земли русской — Никита Михалков. С собой в министерские кабинеты Седов притащил всю свою родню. А когда под ним закачалось кресло, то решил он напоследок с барской руки как можно больше «смертников» среди нижегородских памятников найти… Во благо «хороших людей» из строительного бизнеса. Вот и судьба этих домов на улице Короленко была решена, когда Седов был уже исполняющим обязанности министра культуры. А в услужении у таких радетелей за святую культуру великой России всегда найдутся те, кто уже давно отвык от служения музе… У них теперь один бог. Причем, сирийский. Мамона называется. Именно ему поклоняются архитекторы, горящие желанием получить заказ, при исполнении которого им достается незавидная роль палачей родного города.

Вот в роли такого супостата и выступает ныне проектировщик очередного «многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой и офисными помещениями» — бывший городской архитектор Сергей Тимофеев. Он уже и до этого прославился своим рвением выполнить любой приказ. В 1989 году, будучи главным архитектором города, Тимофеев «не глядя» подмахнул распоряжение о сносе усадьбы потомственного почетного гражданина Нижнего Новгорода Янкина. Домик отнюдь не был ветхим. Новая застройка на его месте так до наших дней и не появилась. Площадка, на которой располагалась усадьба, до сих пор залита отнюдь не элитным асфальтом обычной автостоянки. У того акта вандализма была политическая подоплека. Сергей Тимофеев помог стереть усадьбу с лица земли только за то, что «собиравшиеся там неформальные молодежные группировки занимались антисоветской деятельностью». Этих «антисоветчиков» судили за то, что они вышли на первомайскую демонстрацию под триколором России, который вскоре стал официальным флагом страны. А бульдозеры в это время уничтожали усадьбу Янкина с санкции товарища Тимофеева.

Официальный сайт нижегородской администрации представляет ныне уже господина Тимофеева как одного из основателей нижегородской архитектурной школы. Но ведь школа была и до него. И отнюдь не провинциальная, а достославная многими уважаемыми именами. Здесь же, на Короленко, одиноким островком высокой архитектуры скоро останется усадьба другого бывшего городского архитектора Владимира Лемке. Как раз тут, на сохранившейся до сих пор веранде впервые и встретились Владимир Короленко и молодой Горький, который принес маститому писателю свои юношеские стихи. В 1892 году именно Лемке представлял нижегородских зодчих на Всероссийском съезде архитекторов. На соседней Новой уже вырванный из исторической среды стоит дом еще одного главы Цеха архитекторов Нижнего Новгорода — последнего городского архитектора дореволюционной поры Павла Домбровского. А вот у архитектора Тимофеева Нижний Новгород явно «не в почете». Ведь своими работами последних лет он противоречит даже собственному творческому кредо: «Архитектурное произведение, возвышающее человеческое достоинство и гармонично вписывающееся в его местоположение, считаем удавшимся».

В свое время архитектор научно-исследовательского предприятия «Этнос» Сергей Дмитриевский представил совершенно иное проектное предложение развития этого кусочка города. Он вполне мог бы стать еще более привлекательным с точки зрения инвестиций, если бы бизнес и городские управители приняли во внимание не свой сиюминутный интерес, а ответственность за его будущее. Нижний Новгород, ставший привлекательным для туризма, несомненно, стал бы приносить свои «золотые яйца». Сегодня мы публикуем оба этих проекта — пусть их достоинства и недостатки оценит сам читатель. Но в нашей стране ситуация такова, что чиновник, даже если он и осознает перспективность разумного подхода к судьбе города, не может ничего сделать, чтобы исправить ситуацию. Приказ уже бывшего начальника, даже если он априори деструктивен и незаконен, довлеет над ним, как проклятие. Потому как в стране выстроена «вертикаль власти». И решение о судьбе квартала может принять теперь только губернатор области. А он — в отпуске. Значит — «гуляй банда, Бога нет»?

Оксана Челышева