№20 (62), 16.08.2007

Культурный слой

Каталонский карнавал

О нижегородском концерте каталонской хореографической группы «Эсбарт Сант Марти» я узнала случайно: мне позвонила Наталья — московский собкор каталонской газеты «Авуй». Своих компатриотов из Каталонии она тоже встретила случайно, прогуливаясь по Арбату. «Сходи обязательно. Они — интересные ребята и все делают абсолютно искренно».

Коллектив «Эсбарт Сант Марти» — любительский. Может, поэтому их танцу была свойственна эта непосредственность народного гуляния? Однажды в Барселоне на площади перед собором я долго наблюдала за репетицией подобного самодеятельно коллектива. Джинсы, кроссовки… И при этом в их танце пела душа народа. Никто из ребят не является профессиональным танцором. Они — студенты разных вузов, которых объединяет родной городок. Крошечная точка на карте Каталонии — городок в тринадцати километрах от Барселоны с гордым названием Торрелес де Лёбрегат. Все испанские провинции — от Андалусии до Каталонии — роднит одна забавная черта: чем меньше городок, тем звонче и громче его название… Однако каталонскому городку с населением в четыре тысячи душ есть чем гордиться за свою долгую историю с X века. Сейчас, конечно, он больше известен своими оливковыми рощами и парком «Маленькая Каталония», где с 1983 года местные архитекторы размещали макеты самых известных достопримечательностей. И местная танцевальная группа, познакомившая нижегородскую публику с культурой Каталонии, отнюдь не на последнем месте в этом списке.

 

Энтузиасты основали группу «Эсбарт Сант Марти» еще в 1966 году. За простой и понятной целью возрождения национальной культуры Каталонии скрывалась долгая история противостояния официальной кастильской культуры и культуры Каталонии. Официальный Мадрид до 70-х годов XX века не признавал существование каталонского языка. Поэтому трудно расценить создание группы традиционного каталонского танца в Испании, в которой еще правила диктатура генерала Франко, иначе чем своеобразную форму противостояния ее давлению. Неслучайно, что одним из главных героев почти каждого танца был национальный флаг Каталонии, который эта испанская провинция обрела лишь в 1979 году, после смерти Франко. С ним маршировали. С ним танцоры изображали жатву. С ним крошечная девушка-«дюймовочка», одна из самых юных участниц коллектива, повела вперед ватагу каталонских рыбаков. При этом флаг родной земли не был для молодых танцоров простым элементом декора. Они им искренне гордились. Как и гордились своим языком — все названия танцев по их просьбе звучали в нижегородском театре не на кастильском испанском, а на своем родном каталонском.

Театр оперы и балета в день концерта молодежной хореографической труппы был полон. Однако уже при первых звуках музыки аудитория стала недоуменно переглядываться. А где же звуки кастаньет? Вместо испанской гитары — современные аранжировки католических гимнов XIV века. Первая часть концерта — миниспектакль «Красная книга Монтсеррат». Монтсеррат — расположенный высоко в каталонских горах монастырь, одна из святынь этой земли… Музыка и танец слились в органичном симбиозе, который и стал мостиком между культурами и эпохами.

Вторая часть представления — коктейль жанров, стилей, костюмов и национальных особенностей народа Каталонии. Она совсем маленькая географически, но очень разнообразна климатически. Пастушеские горные долины, крестьянские поля, буйство моря и рыбацкая безудержность… Вереница народов, завоевателей и странников, прошла через землю Каталонии. Греки, римляне, арабы, цыгане — все они оставили свой след в ее культуре. Все танцы второго отделения объединяла культура карнавала. В приморских городках Средиземноморья всегда любили разыгрывать шуточные сценки в танце. Одна из любимых забав — танцевальное трио из двух девушек в масках и юноши. Вечная история путаницы человеческих отношений — кокетливый молодой человек, заигрывающий по сюжету танца и с юной девушкой, и с ее матерью. Безудержный валенсийский галоп оказался арабского роду-племени. Хотя особой популярностью он пользовался у каталонских военных. Девушки заводят своих кавалеров причудливыми пируэтами рук с зажатыми в них бубнами. Мужчины, в ярких костюмах военных XIX века, создают из танца музыку: у них тоже в руках бубны, но они издают уже не тихие трели. Эти бубны превращаются в оркестр ударных инструментов, звуки из которых извлекают не только руки, но и ноги вместе с головами…

Цыгане Каталонии. Культуру любой провинции Испании невозможно представить без цыганской гитары, без шумных и живописных свадеб. Они часто превращались в многоактные представления. Заключительный цыганский танец, которым была представлена каталонская культура в Нижнем Новгороде, был настоящим действом из четырех актов. Традиционный праздничный спектакль не мог не поразить сложностью замысла. В нем участвовали бесы, ожидавшие, когда цыганский табор испросит их разрешения на веселье. Прошение о празднике они получили от «всадника» на бутафорской лошадке. А вот свадебный танец цыган Каталонии больше напоминал разудалый венгерский чардаш.

В самом начале концерта нижегородские зрители не совсем уверенно награждали самодеятельных танцоров своими аплодисментами: в антракте слышались недоуменные вопросы о том, что «в Испании не так должны танцевать». Закончилось же представление вызовом молодых танцоров на бис. Но эти молодые ребята действительно сделали нам прекрасный подарок, приехав за несколько тысяч километров для того, чтобы показать нижегородцам крупинки культуры своей земли.

Оксана Челышева