№20 (62), 16.08.2007
Среда обитания
Парк Победы: его защитники и разрушители
Есть сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил. А сейчас, в Нижнем Новгороде разворачивается история о том, как один ветеран труда Александр Федорович Шерстнев, если и не победил разношерстную бюрократию, то заставил ее говорить о сохранении расположенного на Гребном канале парка имени 40-летия Победы. Однако об успехе в борьбе за парк Победы говорить пока рано, ибо бюрократия лукава и цинична. Не исключено, что чиновники лишь чуть отступили для решающего прыжка.
Построили и забыли
Инициатива закладки парка имени 40-летия Победы на Нижневолжской набережной принадлежала властям города Горького. В 1983 году началось его создание, а к 9 мая 1985 года работы были завершены. Центральное телевидение показало сюжет об его открытии. Предполагалось, что образцы военной техники, которые находятся в Нижегородском кремле, будут перенесены в парк. Существовали масштабные планы соединения парка с различными точками города и области транспортной инфраструктурой: от создания дорожек, сходов и лестниц с Верхневолжской набережной до строительства станции фуникулера (он был доставлен в Горький, но в дальнейшем разобран и разграблен), маршрутов автобусов и речных трамваев из Канавино до Гребного канала…
Однако вскоре после создания парка Победы о нем благополучно забыли. А сейчас многие говорят о труднодоступности этой зеленой зоны. Можно, конечно, говорить об этом, но власти ничего не сделали, чтобы сделать парк удобным для посещения.
Между тем, с того самого 1985 года парк Победы не просто разрушался, его варварски уничтожали. В 1985 году Герои Советского Союза сажали именные липы, привезенные из Вязниковского лесопитомника Владимирской области, были высажены голубые ели. В итоге их пересадили в другие точки города. Сейчас о парке напоминают лишь пирамидальные тополя, которые были привезены из Воронежа. Если говорить откровенно, то от парка Победы мало что осталось, даже уникальная 700-метровая дорогостоящая ажурная изгородь, которую по спецзаказу изготовил Горьковский металлургический завод, выламывается целыми пролетами…
Назовем их поименно
Как часто бывает, невозможно назвать поименно разрушителей и вандалов, которые нанесли огромный ущерб не только собственно парку Победы, но и памяти тех нижегородцев, которые отдали свои жизни за Родину в Великой Отечественной войне. Но мы можем назвать тех, кто бьется за восстановление парка, и тех, кто равнодушно на это смотрит или согласен отдать его территорию под культурно-развлекательный центр.
Ряды защитников парка Победы немногочисленны. Они объединились в комитет по защите парка. В комитет входят двадцать человек. Надо отметить, что многие из них имеют отношение к созданию парка, но дело не в чести мундира. Тут и главный в 1980–1988 годы архитектор Нижегородского района Н.Ю. Курепина, и бывший первый секретарь горкома партии, председатель областного Совета народных депутатов А.А. Соколов, и бывший главный архитектор города Горького, профессор архитектурно-строительного университета В.В. Воронков, и заведующая кафедрой ландшафтной архитектуры архитектурно-строительного университета, президент ассоциации ландшафтной архитектуры России О.Н. Воронина, и контр-адмирал Тихоокеанского флота в отставке Н.В. Анохин, и Герой России, председатель областного отделения Героев В.И. Рахманов… А возглавляет этот комитет А.Ф. Шерстнев — ветеран труда, награжденный шестью медалями, в том числе «За отвагу на пожаре» (1972 год). Главный мотив деятельности Александра Федоровича в том, что его отец прошел войну с первого до последнего дня: добивал фашистов в Кенигсберге и на Зееловских высотах, а потом и на Дальнем Востоке. Он хорошо помнит, как зимой 1946 года отец подошел к родному дому, лег на снег, заплакал и сказал: «Неужели все это кончилось?!»
С кем только Шерстнев не встречался, кому только не писал писем, поднимая вопрос восстановления парка Победы, — заместителям губернатора Г.А. Суворову, С.А. Потапову, И.Б. Живихиной, теперь уже бывшему руководителю Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области В.Г. Колесникову. Он встречался с председателем комитета Законодательного собрания по экологии и природопользованию О.Н. Сысоевой и еще рядом депутатов. Обращался в администрацию Нижнего Новгорода. Переписывался с межрайонной природоохранной прокуратурой. Пытался достучаться до всевозможных ветеранских структур. Все это напоминает холодную, тихую войну разношерстной бюрократии с патриотом и гражданином А.Ф. Шерстневым. Эта война имеет несколько знаковых моментов.
Впервые власти положили глаз на земельный участок в конце 2000 года. Территория парка выходит на набережную Гребного канала. В апреле 2001 года начальник управления архитектуры и градостроительства А.В. Бодриевский (ныне высокопоставленный сотрудник правительства губернатора Шанцева) подписал градостроительное заключение по этому земельному участку, несмотря на ограничения по застройке исторической части Нижнего Новгорода. Не остановило Бодриевского даже то, что в случае изменения режима работы Чебоксарской ГЭС этот участок может быть частично затоплен. В 2001 году здесь предполагалось возвести развлекательный многофункциональный комплекс (с парковкой), гостиничный комплекс (с той же парковкой), станцию фуникулера, соединяющего Верхневолжскую набережную и комплекс этих сооружений.
А 21 октября 2003 года Президиум Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда и правоохранительных органов Нижегородского района под председательством А. И. Рудова постановил: «разрешить и не возражать против строительства данного объекта ЗАО «Компания «Сильвер»». В ответ «Сильвер» гарантировал помощь в проведении мероприятий, связанных с празднованием знаменательных дат, связанных с Днем воинской славы РФ, а также других мероприятий Совета ветеранов.
Этот насквозь деляческий документ открыл шлюзы для властной бюрократии, которая начала ссылаться в документах на «согласие Совета ветеранов Великой Отечественной войны».
Тут нужно сделать небольшое пояснение. Властная бюрократия, ссылаясь на Совет ветеранов Великой Отечественной войны, лукаво подменяет понятия. В реальности немногочисленные ветераны-фронтовики давно растворились в Советах ветеранов (пенсионеров) войны, труда, правоохранительных органов и Вооруженных сил. Власть манипулирует Советами ветеранов, создав ветеранскую бюрократию, пенсионерскую элиту. Зачастую ветераны Вооруженных сил как более молодые вытесняют ветеранов ВОВ, делая заявления от их имени.
Так, областное руководство Совета ветеранов в лице Ю.Е. Кирилюка и А.Н. Шевченко неоднократно участвовало в Парадах Победы на Красной площади в Москве. Но они не были на западных фронтах Великой Отечественной войны, где ковалась Победа, их с натяжкой можно назвать участниками Второй мировой войны (на восточном фронте с Японией после 9 мая 1945 года). Поэтому можно говорить о блоке властной бюрократии и ветеранской бюрократии, где вторая от первой получает разные блага, а о фронтовиках вспоминают лишь 9 мая.
Но это еще не все лукавство властей. По сообщению нижегородских СМИ, в апреле 2007 года инвестсовет при губернаторе одобрил строительство культурно-развлекательного центра на части территории парка Победы. Видимо, опасаясь политических последствий этого шага (хотя одобрение этой идеи Кирилюком, Рудовым и Ко у правительства имеется), заместитель губернатора Ирина Живихина выдает на гора еще один гениально лукавый ход. Во исполнение ее поручения министерство госимущества и земельных ресурсов Нижегородской области направило документы по вопросу парка в региональную Общественную палату. С чего бы это всевластная, влиятельнейшая Живихина перепоручает решить этот вопрос после заседания инвестсовета безвластной Общественной палате?
Реальные настроения областной властной бюрократии хорошо известны. В 2005 году их отразил тогдашний начальник Главного управления архитектуры и строительства администрации Нижнего Новгорода, а ныне высокопоставленный в правительстве Шанцева чиновник Олег Рыбин. Он сообщал, что ветеранам есть, где встречаться и отмечать юбилейные даты, — в сквере на пересечении улиц Малая Покровская и Гоголя, в котором установлен обелиск в память нижегородцев, погибших при исполнении интернационального долга, или в парке «Швейцария» по проспекту Гагарина, в котором установлена скульптура скорбящей матери в честь погибших нижегородцев. А еще на нижегородских кладбищах есть мемориальные комплексы с аллеями Славы. Ну, дожили! Вместо парка людей отправляют отмечать славные даты нашего государства на кладбища!
Нижний велик, а строить негде?
Нам известно, какой переполох в Общественной палате Нижегородской области вызвала эта обуза — решать вопрос по парку Победы. Действительно, надо бы и губернатору угодить, и самим лицом в грязь не ударить, приняв правильное политическое решение. Поэтому велика вероятность лукавого решения — громко заявить, что парку Победы на Гребном канале быть, получить свою порцию аплодисментов, а потом под самыми благовидными предлогами все перерешать в пользу инвесторов.
А вообще ситуация вокруг парка Победы удивительная. Рядом с его территорией находится камень, на котором высечено, что здесь будет построен спортивно-оздоровительный комплекс. И ничего не строится. А вот парковую зону хотят застроить! У нас что, другой земли нет?
Виктор Деменев