№21 (64), 23.08.2007
Среда обитания
Малоэтажный нацпроект
Обозначив направления работы нацпроектов, государство фактически расписалось в том, что пять этих стратегических сфер являются проблемными. Теперь для решения данных «приоритетных задач» по оздоровлению бытия государственного необходима концентрация политической воли и государственных же ресурсов. И то, и другое, кажется, есть в непосредственном наличии. Не хватает только одной мелочи — концептуального видения механизмов: буквально на уровне первого из главных вопросов — «что делать?» Но, возможно, в графе «Доступное и комфортное жильё» теперь можно будет поставить галочку и два слова — «малоэтажное строительство».
Кстовский коттеджный посёлок «Классики» станет экспериментом. Цель — наглядная демонстрация возможностей социально ответственного бизнеса
На прошлой неделе в Нижний Новгород незамеченной большинством региональных СМИ приезжала делегация из Финляндии. Их пригласила для консультации крупная строительная компания, которая собирается реализовать на нижегородчине идею коттеджного посёлка. Место действия — Кстово. Проект комплексной застройки предполагает наличие нескольких зон, каждая из которых, в зависимости от удалённости от инфраструктурного ядра, соответствует уровню доступности потребителям разных социальных групп — от эконом- до премиум-класса. Причём это самое ядро — школа. Таких концепций загородного строительства у нас ещё не было: обычно просто загородный дом для отдыха избранных, не отягощённый социальной нагрузкой. И таких примеров разумно-рискованного, ответственного бизнеса, когда проект — масштабный, идея — свежая, государственного значения, а поддержка собственно государства — нулевая, — тоже.
Генеральный директор строительной кампании Игорь Сашенков готов инвестировать в малоэтажное строительство. Вопрос — готова ли к этому региональная власть.
А Галина Клочкова поможет создать первую полноценную загородную школу в регионе
Сама идея малоэтажного строительства связана с формированием урбанистического мышления новой эры. Город в представлении современного человека — это работа, связанные с ней стресс и напряжение. И здесь руссоизм в виде банального «назад к природе» становится крайне актуальным. «Загородный дом — это концепт жизненного уклада. Это безопасность и здоровье, которые мы можем обеспечить своим детям. Не говоря уже о западном представлении, согласно которому город — это бизнес-центр, а пригород — зона отдыха от бизнеса. Чёткая граница между ними оздоравливает», — считает директор частной школы им. М. В. Ломоносова Галина Клочкова, которая готова сделать первую загородную школу в кстовском коттеджном посёлке полноценной и заняться её оснащением — кадровым, методологическим, техническим.
Однако идеи в нашей стране всегда упираются в механизмы реализации. Точнее в их бюрократическую ржавость. Генеральный директор нижегородской строительной кампании-инвестора Игорь Сашенков говорит о проблемах с инженерной инфраструктурой, отсутствии адекватной градостроительной политики и распределении земельных участков.
Дело в том, что строить загородное поселение с нуля, когда даже стройки в черте города осложняются и удорожаются благодаря отсутствию грамотной схемы подключения новых объектов к системам жизнеобеспечения, типа водоснабжения и электроэнергии, представляется задачей не из лёгких. Именно этот фактор играет значительную роль в повышении цен на квадратные метры. А существует ещё и понятие транспортной инфраструктуры — подъездов к территориям, застроенным малоэтажными домами. И решение этой проблемы требует больших капиталовложений. Причём без поддержки государства эта тяжесть ложится на плечи инвестора, который по всем законам бизнеса вынужден компенсировать свои затраты повышением себестоимости жилья. Сложно представить, какова может быть стоимость процесса подведения коммуникаций к загородному посёлку.
Фактор же земельный кажется ещё более фатальным: существующие расценки на загородные участки наглядно демонстрируют — малоэтажное строительство в России воспринимается как прерогатива хай-класса. «Вообще целевая потребительская группа малоэтажного строительства — средний класс. Тот самый, который мы так стремимся развивать и укреплять. И несмотря на то, что это успешные люди, они не способны платить за загородный дом в его «престижном» понимании», — говорит Галина Клочкова.
Дорогая земля — второй барьер. И это при том, что себестоимость конструктива одного коттеджа составляет от полутора тысяч евро. Но государственная арифметика, видимо, работает по другим законам. В этом контексте роль бизнеса как фактора социального влияния становится ключевой. И категория «социальной ответственности» здесь приобретает новое значение. Бизнес отвечает на актуальные социальные вызовы-тренды и нуждается не столько в отдельных преференциях, сколько в осознании политиками и действующей властью основных векторов развития. И тогда не название определяет «национальность» проекта, а его общественная поддержка и признание.
Эмилия Новрузова