№21 (64), 23.08.2007
Политика
Миссия Белого человека
Заметки на полях губернаторского выступления
Ключевым моментом пресс-конференции, на которой подводились итоги двухлетней работы Валерия Шанцева в Нижегородской области, стал вопрос губернатора к самому себе: «После прочтения статей местных политологов я думаю — а в этой ли области я вообще живу?» Это секундное возвращение Шанцева в реальность из мнимого мира успехов и достижений внушает оптимизм. Может, он еще не потерян для реальной, а не выдуманной им Нижегородской области?
Шанцев непонимающе разводит руками — во всех районах, в райцентрах все решается влет, а в Нижнем Новгороде — трудно. Но Нижний Новгород — это не туземная резервация, не район и даже не райцентр. Здесь высокая конкуренция во всех сферах, в том числе и с присущими ей издержками
Один из ближайших соратников губернатора Валерия Шанцева и. о. заместителя губернатора, министр строительства Валерий Англичанинов любит повторять: важно не то, что есть на самом деле, а то, что мы об этом думаем. Для Шанцева, Англичанинова и иже с ними важно не то, что реально представляют собой Нижегородская область и ее население, а то, что они думают и о регионе, и о нижегородцах.
Иногда создается впечатление, что Валерий Шанцев и его окружение решили: они выполняют здесь, среди туземцев, миссию белого человека. И только читая местных политологов, а не отвечая на заранее согласованные вопросы проверенных журналистов, у губернатора иногда наступает секундное прозрение: а среди туземцев ли я? Озарение проходит, и он вновь обращается к привычному стилю управления: ярмо с гремушками и бич, то есть административно-командный нажим.
Вот образчики миссионерского стиля мышления Шанцева, которые прозвучали на пресс-конференции ко второй године его руководства регионом: административный нажим на торговые сети, чтобы побудить их продавать нижегородское; выгнать с Нижегородского мукомольного завода бездельников, которые там присосались; административный нажим на городскую власть с требованием еженедельной отчетности по выделению земельных участков…
Не понимая, что реально происходит в экономике, в механизмах реализации тех или иных решений, Шанцев пытается всюду давить, наступать на интересы. Это дает либо кратковременный, либо половинчатый результат, либо никакого результата. Шанцеву трудно решать вопросы в Нижнем Новгороде. А может быть, причина в том, что губернатор допустил системную ошибку, неправильно используя ресурс администрации Нижнего Новгорода. Он выстроил тут отношения в административно-командном духе, а не в плане государственно-муниципального партнерства. А ведь политологи многократно предупреждали Шанцева, что такая система будет работать со сбоями.
Губернатор жалуется: мол, в Москве, пусть не всегда правильно, где-то неразумно, но дело идет, а в Нижнем Новгороде все продвигается очень трудно. Это объяснимо. Шанцев набрал полномочий, как Лужков в Москве, но в столице руководитель с ошибками, с перекосами, но всё-таки реализует свои полномочия, а у Шанцева это не получается. Он не понимает, что властные рычаги — это не только административный нажим, но еще и мудрость, знания, согласованная работа с всенародно избранным мэром Нижнего Новгорода.
Шанцев непонимающе разводит руками — во всех районах, в райцентрах все решается влет, а в Нижнем Новгороде — трудно. Но Нижний Новгород — это не туземная резервация, не район и даже не райцентр. Здесь высокая конкуренция во всех сферах, с присущими ей в том числе издержками.
Нынешний нижегородский губернатор подгоняет под свои политические интересы и первоочередные потребности нижегородцев. Мол, за два года его работы у местных папуасов вопросы получения зарплат и пенсий отодвинуты назад проблемами благоустройства, грязи на улицах и подготовкой жилья к зиме. Якобы у нас почти коммунизм, и дензнаками чуть ли не мусорят на улицах. Это, якобы, засвидетельствовал какой-то заказанный соцопрос. Видимо, у Шанцева есть представление о том, что москвичи и нижегородцы сделаны из разного теста. И нам даже деньги не нужны, настолько мы озабочены чистотой и благоустройством улиц.
В то же время всем известные представления о россиянах, нижегородцах (справедливые или нет — другой вопрос) почему-то неведомы губернатору Шанцеву. Известно, что производство автокомпонентов в российских, а значит и нижегородских кластерах снижает конкурентоспособность иномарок даже у местных потребителей. Нет доверия ни к местной сборке, ни к автокомпонентам. Поэтому мимо Шанцева уже прошли и немцы, и корейцы, и японцы. Сейчас он заманивает французов из «Пежо — Ситроен». Пустые хлопоты. Зато у нас остановились украинцы с «Богданом», которые не нужны никому, кроме Валерия Шанцева.
А вот о себе нижегородский губернатор очень высокого мнения. Он вкусно, с удовольствием говорит о слухах, которые повышают его до вице-премьера, первого вице-премьера. Шанцева радует, что в прогнозах его, якобы, не понижают в должности. Большой белый человек просто растет над собой, рассуждая об этом.
При этом гордиться-то практически нечем. Пока Валерий Павлинович разруливает регионом по принципу «носим ношеное, замуж берем брошенное». Цирк достроил, метромост достраивает, борский мост перестраивает. Где собственные, с нуля проекты? За два года одни разговоры о театре оперы и балета, о новых стадионах и деловых центрах, бесконечные нерезультативные переговоры по аэропорту, никаких подвижек в приглашении серьезных инвесторов в сельское хозяйство, нет и новых мощных торговых сетевиков. Где та цивилизация, которую миссионеры несут туземцам? Одни обещания, проекты и ругань в адрес недостойных папуасов, которые не хотят верить в Великую миссию Белого Человека.
Виктор Деменев