№22 (66), 03.09.2007

Политика

Юрий Лебедев как шанцевый инструмент

Процесс партстроительства у местной «Справедливой России» не очень заладился с самого начала. Несмотря на благословление Сергея Миронова, который лично принял нижегородских ходоков, обнял их и в глаза посмотрел со значением, что-то у них все время не вытанцовывалось. Мало того, что местные эсеры затянули процесс становления партии на несколько месяцев, они еще умудрились потерять при этом жирный кусок электорального пирога, который предусмотрительно захватил с собой ушедший к «единороссам» «пенсионер» Роман Антонов. Попытки продемонстрировать общественности и СМИ сплоченную и энергичную команду, состоящую из озабоченных проблемами строительства нового социализма единомышленников, были не самыми успешными. Одним словом — нижегородская «Справедливая Россия» «долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах».

Сто дней до приказа

Одновременно с рядом проблем организационного порядка у нижегородских эсеров обнаружились серьезные, хотя и скрытые от широкой публики, противоречия психологического характера. Постепенно выяснилось, что единого лидера у них нет. Александр Подлесов, назначенный им в смотрящие, не торопился принять на себя роль публичного вождя, предпочитая находится в тени. А в лучах студийных прожекторов роилась странная группа, состоящая из чуждых друг другу по своей природе людей, в которой каждый претендовал на лидерство. Даже неискушенному нижегородскому избирателю ясно, что этих людей собрала не идея поиска социальной справедливости, а личные амбиции и перспектива сделать большую политическую карьеру. Основной заботой местных новых социалистов стали отнюдь не задачи партийного строительства, а ревнивая слежка друг за другом. Косо наклеив на лица улыбки единомышленников, они плескались в волнах информационного пространства, время от времени хватая за фалды того или иного коллегу, слишком заметно вырвавшегося вперед. Так дальше продолжаться не могло. До выборов оставалось чуть более ста дней, и задачу по формированию представительства нижегородских эсеров в парламенте нового созыва надо было выполнять. Второго провала в Нижегородской губернии «Справедливая Россия» позволить себе не могла. Поэтому перед местными партфункционерами вопрос был поставлен довольно жестко: нужен лидер. Ищите и обрящете!

Старый ЛОМ борозды не испортит

И вот тут-то в чьем-то намозоленном предвыборными баталиями мозгу родилась простая, как все гениальное, мысль — Лебедев! Задача решалась так же просто, как и формулировалась. Нужен был человек, обладающий управленческим опытом, пользующийся широкой известностью среди нижегородцев, не ангажированный ни одной политической партией, но умеющий убеждать и владеющий при этом приемами политической борьбы. Нужен был безусловный лидер общественного мнения или — на жаргоне политтехнологов — ЛОМ. Как только задача была сформулирована, ее решение само собой «соткалось из воздуха» и повисло в СМИ незабываемым образом известного нижегородского «лома» — Юрия Исааковича Лебедева.

Экс-мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев запомнился нижегородцам не только слоганом «Летящий лом не остановишь», но и беспрецедентным накалом информационных войн, множащейся городской разрухой и великолепным владением искусством манипуляции. Многолетняя война, которую с переменным успехом вели Сергей Кириенко и Юрий Лебедев, закончилась поражением последнего. Бывший мэр Нижнего Новгорода был удален из нижегородского Кремля и обосновался в странноприимном доме с видом на Волгу и Оку. Казалось бы, что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость? Однако достаточно хоть немного знать Лебедева, чтобы понять: владение и управление гостиницей для него — оскорбительно низкий уровень. Ушедший от дел и затихший на время, Лебедев сохранил огромный и не до конца реализованный потенциал политического лидера. Непревзойденный актер, великолепно умеющий демонстрировать скорбь и боль за судьбы народные, Юрий Лебедев как никто другой близок новым социалистам, и он легко может собрать электорат под знамена эсеров. В свое время популистские таланты Лебедева легко прошибали преграды, выстроенные хитроумными противниками, и обеспечивали ему такую поддержку избирателей, что потребовалось вмешательство президента Путина, чтобы остановить этот летящий лом.

Шанцевый ли инструмент — ЛОМ?

Разыграть карту Юрия Лебедева накануне выборов в Государственную Думу было бы для «Справедливой России» спасительной идеей. Мобилизация его может заметно повысить ставки этой партии. Но активизация в Нижнем такого политического тяжеловеса, как Юрий Лебедев, грозит серьезными проблемами «Единой России». Всероссийский баланс, при котором «единороссы» набирают 48–52% голосов, а эсеры — 15–18%, в Нижегородской области грозит обрушением, а это уже не только проблема «Единой России»: это проблема управляемости политическими процессами в области, то есть проблема губернатора Шанцева. Успешно ведущий процессы партийного строительства и управляющий конкуренцией на нижегородском политическом рынке, губернатор Шанцев пока является единственным крупье, контролирующим политические игры в области. Как человек, возглавляющий список «Единой России», он не может себе позволить дать в области худший результат, чем в среднем по стране. Это означало бы потерю реноме. Поэтому для Шанцева Лебедев — пока нежелательная карта в игре. Но, с другой стороны, если самые главные московские крупье решатся на что-то вроде «нижегородского эксперимента» и дадут возможность «Справедливой России» (как это уже бывало на предыдущих выборах) победить в одной отдельно взятой области, губернатор будет вынужден взять в расчет их вежливую, но настоятельную просьбу. И тогда ЛОМ Юрий Лебедев может быть востребованным как превосходный инструмент для взлома монополии «Единой России» в третьей по значимости области страны.

Впрочем, предложенная версия — всего лишь версия, а прелесть версий в том, что они постоянно изменяются и трансформируются. Реальность же создается в процессе множественных консультаций, во время которых эти самые версии и модифицируются.

Евгений Семенов