№22 (66), 03.09.2007
Политика
О паровозах и вагонах
Кампания по выборам в Госдуму в России вступила в интересную стадию, когда партии более всего озабочены составлением списков, которые они предъявят своим избирателям. Казалось бы, дело нехитрое, но по затраченным нервам оно вполне сопоставимо с активным периодом избирательного процесса. Ведь приходится решать, как сделать так, чтобы в проходной части списков были нужные люди, и обойденные функционеры остались довольны, и во главе списков оказались харизматические личности. Задача это потруднее бинома Ньютона будет, но в каждой из ведущих российских партий есть специалисты, которые без особого труда справляются с ней.
Одним из наиболее популярных решений является составление партийных списков по принципу комплектования железнодорожного состава. Впереди ставятся «паровозы», то есть самые авторитетные и популярные люди, которые поведут за собой остальных претендентов. К ним прицепляются «вагоны» — кандидаты, чья известность и репутация в глазах избирателей представляют величину неопределенную. И задача «паровозов» состоит в том, чтобы вытянуть за собой как можно больше вагонов за выборный барьер. Такая практика распространена во всем мире, поэтому то, что она нашла применение на наших выборах, не должно вызывать удивления. Российское «ноу-хау» в данном случае состоит в том, что у нас после выборов на «запасные пути» встают не только вагоны, не дошедшие до барьера, но и многие паровозы, вытянувшие состав.
Посмотрим, как обстоит с этим делом в Нижегородской области. В середине августа президиум политсовета Нижегородского регионального отделения партии «Единая Россия» утвердил первую тройку партийного списка, формируемого для участия в думских выборах. В нее вошли губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов и секретарь политсовета НРО «Единой России», депутат областного Законодательного собрания Сергей Некрасов. Никто из этих людей не скрывает, что не собирается менять свое нынешнее положение на статус депутата Госдумы. Их назначение состоит в ином — повысить популярность списка нижегородских «единороссов» в глазах избирателей.
Ну, в самом деле, многие ли нижегородцы горят желанием поддержать на выборах Бориса Пастухова или Сергея Капкова, включенных в партийный список «Единой России» по указанию Москвы? Да и фамилии некоторых нижегородских кандидатов из этого списка, не в обиду им будет сказано, как говорится, широко известны в узких кругах. А так увидит человек фамилию Шанцева, стоящую в списке первой, и проголосует за весь список, не беря на себя труд просмотреть его от «А» до «Я». Правда, находятся люди, которые заявляют, что практику предоставления первых мест в списке «свадебным генералам» следует приравнять к предвыборному мошенничеству в особо крупных размерах. Я с ними не согласен, потому что, если уж сравнивать выборы со свадьбой, то присутствие на ней «генералов» примиряет гостей с осознанием того, что и невеста не первой свежести, да и жених любит приврать и погулять за чужой счет.
Главной проблемой региональных отделений многих партий является то, что у них нет личностей, которые могли бы вытянуть за собой партийный состав. Дело в том, что на роль «паровоза» подходит не любой депутат или чиновник, приближенный к власти. Необходимо обладать яркими личностными качествами, которые делают человека хорошо узнаваемым и весьма привлекательным. Что в этом отношении могут предложить региональные отделения других партий в Нижегородской области? Как далеко за предвыборный минимум уведут своих кандидатов местные лидеры КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, СПС и прочих партий, что примут участие в выборах?
Известно, что у КПРФ по южному округу Нижегородской области список возглавит первый секретарь обкома КПРФ Николай Рябов, а по северному округу первым будет человек, делегированный Москвой. Ни тот, ни другой не подходят на роль «паровозов» в точном смысле этого слова, поэтому кампания коммунистов в области будет, скорее всего, строиться на более или менее умелой эксплуатации бренда КПРФ. Аналогичная ситуация, судя по всему, сложилась в региональной «Справедливой России», с той лишь разницей, что бренд этой партии пока не так сильно раскручен. Список нижегородских «эсеров» возглавит либо Александр Подлесов, представляющий интересы главы Нижегородской области в Совете Федерации, либо некий москвич, которого «рекомендует» руководство партии. Имеющиеся в запасе нижегородцы Александр Бочкарев и Галина Клочкова, вероятно, довольствуются вторым-третьим местом.
Местное отделение СПС может составлять списки хоть по одному, хоть по двум округам, но в отсутствии Бориса Немцова никто из нижегородцев, оставшихся в этой партии, не в состоянии вытянуть ее за семь процентов. Поведет ли «правых» на выборы Андрей Осипенко или Александр Котюсов, значения не имеет — результат, по всей видимости, будет один и тот же. Так что нижегородские «вагоны» СПС будут просто прицеплены к локомотиву из Москвы, причем как мягких мест, так и мест в вагоне-ресторане их пассажирам никто не гарантирует.
На этом блеклом фоне радует оптимизм, который излучает лидер регионального отделения ЛДПР Александр Курдюмов. По его словам, НРО ЛДПР планирует сформировать партийные списки на выборах по
4 (!) округам Нижегородской области, причем один из списков возглавит сам Курдюмов. Для сторонников партии, которые помнят проценты, которые он получал на выборах, когда шел как самостоятельный кандидат, это, правда, является слабым утешением. На их счастье, у ЛДПР все же есть настоящий «паровоз» — лидер партии Владимир Жириновский. Недавно он сказал: «Никаких знаковых фигур, никаких богатеев, никаких артистов, никаких спортсменов. Мы никого не ищем на стороне. Нам не нужны известные люди, чтобы обманывать людей». И это правильно, зачем много людей, когда все их таланты счастливо сочетаются в одном? Как говорил в таких случаях О. Бендер, «нам грубияны не нужны — мы сами грубияны».