№22 (66), 03.09.2007

Общество

ПРОФ-дез-ориентация?

На ограде нашего университета написано сейчас, рукой неизвестной, но, безусловно, молодой: «Образование — это зомбирование». Между прочим, гипотеза вполне рабочая. Разве что полемически заостренная.

Для чего они учатся?

Закончилась очередная страдная пора. Поступали — (не) поступили. В основном, поступили, конечно, — если не в один вуз, так в другой, или в колледжи-техникумы, дабы потом шагнуть дальше. Предстоит рассаживание молодой школьно-выпускной, а теперь студенческой поросли по партам, по аудиториям. А выпускники вузов, в свою очередь, за столами и прочими рабочими местами должны дружно приступить к работе в качестве молодых спецов, получивших чаемое образование. Иначе — для чего же они учатся?

Учатся, чтобы зарабатывать своей профессиональной квалификацией, своими навыками и умениями.

Однако некоторая озабоченность в последние годы сквозит даже в спокойных сообщениях Нижегородской Федеральной службы занятости, переструктурированной в Управление. Управление чем?.. Ну, да ладно.

«…За последние три года более 700 свежеиспеченных бухгалтеров не могут после окончания учебного заведения найти работу по специальности. Именно эта категория выпускников оказывает серьезное давление на уровень регистрируемой безработицы в ряде районов Нижегородской области. Специалисты службы занятости отмечают, что учащиеся не получили достаточных практических навыков, были ориентированы в основном на непроизводственную сферу деятельности с установкой на высокую заработную плату». Конец цитаты.

Что же происходит?

«…У нас при рыночных условиях до сих пор нерыночные правила. Это отражается и на рынке профессий. Люди дезориентированы. Они отдают немало лет учебе, получают диплом специалиста, а потом либо не могут найти работу по специальности, либо, найдя, не могут работать успешно, потому что не соответствуют современным требованиям. Причина: наша образовательная система ориентирована на подготовку эрудированных специалистов, но не на формирование у них универсальной способности развития ресурсов, востребованных на рынке труда. А ведь будущий работодатель станет платить не за научную степень, а за качество работы».

Таково мнение Владимира Яковлевича Матвиевского, директора Инновационного образовательного центра.

Выйдя на рынок, считает он, и не определив правила игры на нем, проигрывает все общество в целом. Гигантские человеческие ресурсы не используются, и даже не ставится вопрос об этом. В отношениях к рынку профессий мы отстаем даже от стран «третьего мира».

В изменившемся мире не так просто сориентироваться.

Несколько моих знакомых школьных выпускников этого года поступали в вузы. Не формулируя определенно, кем и где хотели бы работать, и не представляя себе свою будущую профессию. Они руководствовались лишь смутным интересом к той или иной области знаний. В частности, полагались на то, что гуманитарные предметы давались в школе легче, чем точные. Сдав экзамены, они столкнулись с ситуацией: «На бюджетные места вы не прошли, можете быть зачислены на платные». И только тогда у них возник вопрос — а стоит ли платить… какие перспективы? Оправданы ли эти деньги, эти затраты?

Да и вообще, не лучше ли пойти работать? Но куда?

Амбиции и иллюзии

Первый же год «внешкольной» жизни заставит многое переосмыслить.

Количество людей, бросающих учебу, меняющих свою специализацию велико, и растёт.

Вопрос заработков встает остро, и студенты технических вузов, помаявшись пару лет на случайных подработках, уезжают, допустим, в Москву на работы типа «тянуть кабель спутникового телевидения». Зарплаты в десять раз больше, образование существенной роли не играет. Точнее, двух курсов политеха вполне достаточно.

Каждый третий выпускник нижегородских вузов считает выбранную им профессию ошибочной — по словам руководителей Управления Федеральной государственной службы занятости населения. А это значит — система профориентации в России более чем несовершенна.

Итоги приёма нынешнего, 2007-го года, в Нижегородский госуниверситет им. Лобачевского. По словам ректора ННГУ Романа Стронгина: конкурсная ситуация изменилась. Резко возросло число желающих учиться по специальности «Нанотехнологии в электронике» (больше 3 заявлений на место), по специальности «Информационные технологии», «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Мировая экономика». Самый высокий конкурс — на «Финансы и кредит» — более 9 заявлений на место!

Это, во многом, конкурс амбиций и иллюзий. Но тенденция видна и понятна.

Производственный рынок, рынок товаров (с его денежно-товарными отношениями) давно уже не основной. Основной стратегией экономики с 60-х годов стал рынок услуг, а с конца 80-х годов рынок услуг мощно и стремительно перерастает в рынок технологий. А с конца 90-х эти технологии приобрели (в связи с появлением Интернета) новые формы.

Россия входит в мировое информационное сообщество не бизнесом, как считают специалисты по инновациям и финансам, а образовательной сферой. Поэтому в нашей стране появляются новые профессии и специальности, такие как «менеджер по информационным технологиям», «специалист по управлению информационными ресурсами» и так далее.

Мы находимся пока на стадии ознакомления с информационными технологиями как с инструментом. Но не работы с ними. Рынок формируется независимо от тех профессий, которые предлагают наши вузы. Реальная потребность организаций, желающих войти в мировой бизнес (и использующих для этого информационные технологии как средства поддержки), порождает и будет порождать спрос на специалистов международного стандарта.

Падает конкурс в педагогические вузы (ещё бы! — если требуются воспитатели и педагоги-психологи на зарплату 2500–3000 рублей, учитель-логопед с зарплатой 3500 рублей, и, например, для сравнения, — требуются уборщицы, зарплата которых от 6000 до 10 000, соцпакет).

Стабильно держится конкурс в юридические, хотя юристы не требуются.

Требуются водители грузового автотранспорта, электромонтёры, кладовщики, менеджеры по продажам, то есть продавцы…

Получив высшее образование, люди зарабатывают на хлеб «баранкой» и иными простыми методами. Образование превратилось, с одной стороны, в бизнес, с другой — в роскошь.

«Образование — это то, что остается, когда всё выученное забыто…». Раньше мне очень нравилась эта фраза. Теперь я понимаю её по-другому.

l

Марина Кулакова