№23 (93), 10.12.2007

Политика

Учебник по выборам

Политическая культура россиян меняется

Представим себе политологический учебник по избирательным кампаниям, созданный с учетом опыта выборов в новой России. Он написан коллективом авторов, и поэтому написан неровно — где-то вдумчиво, где-то поверхностно, где-то обстоятельно, где-то цинично. Если держать этот воображаемый учебник в руках и сверяться с ним, любой наблюдатель заметит, что сегодняшние реалии сильно отличаются от всего, что знает наша новейшая история.

Глава первая. Что уходит

Там, где раньше были написаны имена, теперь — названия партий. А на знаменах партии — одно имя. Там, где были яростные баталии, тон диалога снижен. В наших почтовых ящиках раньше были груды бумаг — теперь в них пусто. Но изменилось не только это.

Обыкновенно перед выборами много опасаются так называемого «черного пиара». Действительно, это плоть и кровь выборных кампаний в России. Однако сам термин «черный пиар» учебник трактует неоднозначно. Что под ним понимать? Невиданный наплыв компромата и грязи, включая ложь и фальшивки?

Если да, то нынешняя кампания по выборам депутатов Государственной думы проходит необыкновенно спокойно. Ложь и грязь есть, однако их мало — и это, без преувеличения, одно из главных достижений современной политической России.

Безусловно, нижегородцы могут видеть грязные приемы и тут и там. Например, про лидера одной из партий расклеены листовки, что он — «гомогенизирующий лидер». Является ли это неправдой и оскорблением? Неважно. Сообщение это рассчитано на не вдающееся в семантику сложных слов большинство, и упор в нем сделан на слове «гомо». А для большинства гомо сапиенсов оно означает скорее не просто корень со значением «человек», а то, что пишут еще на стенах, — «лидер голубых».

Про лидеров другой партии тоже существуют листовки: «Мы не скрываем своей ориентации!», — якобы пишут они, а чтобы не было сомнений, какой именно не скрывают, рядом — фото целующихся мужчин.

Все это выражено примитивно и грубо, грязно. Эффективно ли?

Вряд ли. Приметы грязи потому и единичны, что большинство политических игроков понимают — время черного пиара прошло, он стремительно теряет свою былую эффективность.

Тому есть несколько причин.

И первая из них — люди от этого устали. Грязные приемы отвращают от участия в выборах, и ничего больше. А как отвадить народ от выборов — это уже другая глава учебника.

Глава вторая.Что приходит

Вторая причина — есть сегодня и более эффективные способы борьбы. В учебнике написано, что пресловутый административный ресурс также можно отнести к методологиям черного пиара.

Административный ресурс, если есть желание, а главное — возможности им воспользоваться, — оружие необыкновенно мощное и современное. Не случайно партии оспаривают друг у друга не столько правоту собственной идеологии, наличие которой не обязательно, сколько право быть около власти.

При желании можно даже приравнять близость к власти к национальной безопасности. Если не с нами — то против Родины. Учебник дает множество и других, порой — немыслимых советов.

Власть нуждается в политическом проводнике своих идей не меньше, чем партии во власти. И это по-человечески понятно. Каждому профессионалу, столяру или президенту, нужен инструмент. Об этом сказал глава государства Владимир Путин на встрече с людьми в Красноярске: мы не выбрали самую лучшую партию. Мы выбрали не наилучшую из мыслимых, сказал он, а лучшую и тех, что есть, — из того, что было. Идеология — дело наживное, был бы механизм эффективным.

Близость партии к начальству — в этом кроется огромная партийная слабость, и президент это понимает Близость к начальству притягивает слишком много стремящихся к власти. Однако цель построить эффективную машину государственного управления на данном этапе выглядит более приоритетной, чем постепенное выращивание партийных кадров идеального образца.

Учебники говорят, что задействование административного ресурса подразумевает мощные усилия, в том числе пропагандистские, по созданию мощного политического колосса. Однако природа политических сил такова, что им органически требуются демократические, оппонирующие противовесы. Учебники пока не говорят о том, что колосс на одной ноге — неустойчив. Об этом говорит библейская притча, и ей за давностью и мудростью, вполне можно верить. В этом и состоит опасность административного ресурса.

Глава третья. Что придет?

Наконец, третья причина, почему черный пиар сегодня теряет актуальность и эффективность, состоит в следующем.

Культура российского общества растет. Размахивать палками, как это делают обезьяны, когда ссорятся, — уже недостаточные приемы ведения политической дискуссии. От дискуссии можно уклониться, как это сделала одна из главных партий, чем удивила остальных. Однако вести ее сегодня можно и нужно уже фактами и мыслями, а не бранью.

В конечном итоге, учебник по выборам пишем мы все сами. Страна учится демократии. И главным действующим лицом ее все-таки является народ.

Разумеется, политическая культура не воспитывается в одночасье. Если же наиболее одиозные и неприглядные формы в политических процессах (такие, как черный пиар) начнут отмирать, это будет большим шагом вперед.