№24 (95), 13.12.2007

Политика

Бунт на кораблике

На фоне думских выборов мало кто заметил проводившиеся также 2 декабря праймериз в молодёжный парламент Нижегородской области. Между тем, вокруг этой изначально беспартийной и вполне безобидной структуры разгорелся довольно серьёзный скандал. С политическими нотками.

Молодёжь в России утратила свою аполитичность. Точно момент перелома в сознании этой группы априорных, как считалось, пофигистов обозначить вряд ли возможно. Видимо, подействовала общая атмосфера модифицированного застоя и появление новых, многообещающих, партийных служебных лестниц. Как бы то ни было, реакцией на эти изменения стало активное вовлечение поколения NEXT в орбиты больших и не очень партий. Сначала были молодые оппозиционеры — дети девяностых. В ответ начали строить новых «пионеров» — бороться с угрозой эсэнгэшного оранжа. Но политическая система в России, несмотря на общий свой коллапс, отдельными, свободными от бремени «2008» элементами пытается эволюционировать. Поэтому направление «молодёжь в политике» развивается на сегодняшний день быстрыми темпами и не только в агитпроповскую ширь, но и в сущностную глубь.

Идея создать молодёжный парламент не нова — подобные организации уже существуют в ряде российских регионов. И даже на территории Нижегородской области уже функционирует аналогичная структура — в Дзержинске. Цель — создать площадку для обсуждения проблем молодёжной политики и предоставить самой молодёжи возможность формулировать эти проблемы и предлагать пути их решения. К тому же, в условиях кадрового голода госаппарата молодёжный парламент вполне может взять на себя функции своего рода пункта переливания «свежей крови» — стать первой ступенью в карьере начинающих для продвижения в «большую политику».

Сама идея создания нижегородского молодёжного парламента (МП) возникла ещё прошлой осенью, когда при областном Заксобрании по инициативе регионального Фонда развития и поддержки демократии появилась общественная организация «Поколение новых лидеров». И пока 25 прошедших специальный отбор молодых людей-участников организации работали над проектом молодёжного парламента, были предприняты конкретные шаги. Произошло это только в нынешнем, предвыборном, отмечу, году и уже совсем в другом антураже и с участием других действующих лиц.

Начиная с сентября активную деятельность по претворению идеи МП в жизнь вело региональное отделение движения «Молодая гвардия». И это было кстати — в это же самое время «Единая Россия» внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект «О государственной молодежной политике РФ». Поэтому события развивались в нужном русле и нужными темпами. Так, уже 18 октября лидер нижегородских «молодогвардейцев» Сергей Бочаров заявлял, что «Нижегородская область стоит на пороге огромного проекта по созданию молодежного парламента».

А 25 октября депутаты приняли положение о создании молодежного парламента при ЗС НО и, как им и было рекомендовано областным Комитетом по информатизации, взаимодействию с общественными объединениями и СМИ, взяли это положение за основу. За предвыборными темпами коллег представители «Поколения новых лидеров» не успели. Их просто поставили перед фактом — парламент у нижегородской молодёжи будет: с вами или без вас. В результате в качестве рабочего варианта утвердили именно концепцию Бочарова сотоварищи, которые и внесли сам проект на рассмотрение депутатов через фракцию «ЕР» в ЗС. Но «единороссы», видимо, поняв, что устанавливать монополию и в этом парламенте да ещё и в таком прозрачном режиме глупо, притормозили ретивость «Молодой гвардии».

Однако «молодогвардейцы» решили пойти окольным путём, создав инициативную группу «Молодые лидеры региона» и начав кампанию по проведению праймериз в МП, которые должны были состояться 2 декабря — в день «больших выборов». Причём о мероприятии было объявлено за десять дней, сайт с подробным описанием и всеми документами, необходимыми для голосования, появился за семь дней, состав Комиссии (которую, кстати, возглавил председатель ЗС Виктор Лунин) и адреса избирательных участков — за четыре дня, а полный список кандидатов — вообще в день выборов.

Кампания была интенсивной. Сроки поджимали. Да и цели, судя по всему, распространялись несколько дальше собственно формирования МП. Самым интересным моментом стала следующая акция: каждый молодой человек, принявший участие в выборах в Госдуму, получал там же на избирательном участке бюллетень для голосования за кандидатов от «Молодых лидеров региона», а также флаер, дававший возможность на протяжении всей послевыборной ночи ездить по нескольким клубам города на бесплатно курсирующих автобусах и бесплатно же в этих клубах развлекаться. Ребята нашли «инновационный» способ отдать свой голос — «коллективное досрочное голосование», бланки для которого можно было распечатать прямо с сайта.

Потом в Заксобрании были подведены итоги праймериз, согласно которым более 50 кандидатов от этой группы стали обладателями сертификатов, которые подтверждают их участие в МП. Присутствовавший на заседании Виктор Лунин заявил, что «обозначились те люди, которые уже сегодня готовы работать в новом статусе — участника молодежного парламента» и что «возможно, эти люди и являются будущей сменой депутатов различных уровней». То, что помимо «Молодой гвардии» над проектом МП работали и работают другие молодёжные организации, объединившиеся в «Поколении новых лидеров», видимо, не очень волнует «единороссов». В голосовании, кстати, приняли участие чуть более 2500 человек. А ещё можно на всякий случай учесть, что никакие праймериз в ещё не существующий молодёжный парламент легитимными, по сути, считать нельзя.

Как бы то ни было, существует рабочая группа по доработке проекта молодёжного парламента. В неё вошли председатель комитета по информатизации, работе с общественными объединениями и СМИ Ольга Носкова, теперь уже просто депутат Владислав Егоров, председатель комитета по жилищной политике и градостроительству Александр Сериков, депутат ЗС НО, руководитель исполкома НРО «ЕР» Алексей Бобров, руководитель правового управления ЗС Виталий Ларионов и руководитель аппарата «ЕР» в ЗС Ольга Щетинина.

Срок их работы над МП — до 1 февраля 2008 года. Тем более что работать есть над чем: отодвинутые участники «Поколения новых лидеров» разработали свою концепцию и активно участвуют в дискуссии. На прошлой неделе они провели пресс-конференцию и рассказали о своём видении молодёжного проекта. Фактически это было первое масштабное публичное заявление о самостоятельности. Причём эксперт группы Егор Нуждин откровенно отметил, что представители этой организации не имеют необходимой информационной поддержки и ресурсов.

Несмотря на широкую огласку, инструментов для монополизации молодёжного парламента у «Молодой гвардии» по-прежнему достаточно. Однако отрадно уже то, что попытки «единороссовских» младофункционеров продавить свои решения столкнулись с запоздалым, дипломатичным, но уверенным противодействием. Остаётся надеяться, что это знаковое событие: возможно, новые лидеры мыслят уже безвозвратно по-другому…

Эмилия Новрузова