№25 (97), 21.12.2007

Общество

Собака не виновата, что родилась собакой…

Совсем недавно прогремел информационный «взрыв»: в Кстово молодую девушку насмерть загрызла стая бродячих собак. Всю Нижегородскую область новость об этом повергла в шок. В срочном порядке собаки были убиты, виновных в смерти молодой девушки не нашлось.

Толком расследования по данному делу кстовская милиция не провела. До сих пор неизвестно, какие именно собаки напали на девушку — бездомные или все-таки хозяйские. После инцидента милиция обнаружила несколько мертвых собак рядом с местом происшествия. Кто и зачем отравил животных, остается только догадываться. Если это те самые собаки, им досталось по заслугам. Понятно поведение людей, которые обозлились на весь род собачий за кровавое убийство. Но не стоит забывать, что за звериной агрессией, как правило, таится агрессия человеческая.

Безусловно, и сотня собак не стоит одной человеческой жизни, — реакция общества закономерна. Вот только эта история представляется более сложной.

Во-первых, настораживает отношение к этому происшествию экологов. Специалисты из общественной организации защиты животных «Добрые руки» уверяют, что такое поведение для бродячих собак совершенно нетипично. Бродячая собака может напасть на человека только в двух случаях: либо она бешеная, либо она кобель, который ухаживает за своей собачьей девушкой.

Первый вариант отпадает сразу: бешеные собаки не собираются в стаи. Просто потому, что, заразившись, собака быстро умирает или ее загрызают свои же сородичи, потому как ведет себя она по отношению к ним крайне агрессивно. А когда собаки дерутся, им не до человека.

Второй вариант — собачья свадьба. Здравомыслящий человек, как правило, пытается обойти такие сборища стороной без вреда для себя. Не всегда получается.

Есть еще одна версия. Местные жители поговаривают, что хозяева овощной базы, (рядом с которой и погибла девушка) страдали от постоянных краж. Поэтому подкармливали собак и натравливали их на людей.

Получается что-то вроде комедии «Кто подставил кролика Роджера?». Только в нашем случае это скорее трагедия под названием «Кто подставил всех бродячих нижегородских псов?».

Какого-то вменяемого расследования по этому делу проведено не было. (А что тут разбираться, и так все понятно: во всем виноваты кровожадные животные!) Девушке уже ничем не поможешь, а судьбы бродячих животных в нашей области вообще не волнует местные власти.

Именно их и винят во всем защитники животных. С теплотой вспоминают предыдущего мэра Нижнего Новгорода. И противоположную реакцию вызывает у них Вадим Булавинов. Именно в его ведении находится так называемый Городской центр по ГУМАННОМУ регулированию численности беспризорных животных. О том, какие ужасы творятся в этом самом центре мэр либо действительно не знает, либо очень правдоподобно притворяется. На вопрос, как в Приволжской столице осуществляется регулирование, мэр пожимает плечами и недоуменно отвечает: «Стерилизуем». На возражения типа «знаете ли вы, что больше половины собак умирают при этой процедуре от болевого шока?», он закатывает глаза: мол, простите, я сам собак не кастрирую. Такой ответ наводит на мысль, что мэр в этом вопросе совершенно некомпетентен и полномочий своих не выполняет. Дело в том, что закон не позволяет использовать обезболивающие препараты при процедуре стерилизации (а именно она считается самым гуманным способом регулирования численности бездомных животных). Раньше для обезболивания животных во время операций, как правило, применялся гидрохлорид кетамина, который Министерство сельского хозяйства РФ не включило в список наркотических препаратов, разрешенных к применению в ветеринарии. В свою очередь препарат, которым ветеринарам пользоваться разрешено — рометар не обезболивает животное, а лишь его обездвиживает. В результате ветеринары оказались перед выбором — либо прекратить хирургические операции, либо смотреть, как животное во время хирургического вмешательства испытывает невыносимую боль. Тогда абсолютное большинство ветеринаров попросту отказалось проводить операции. После того, когда ветеринары по всей стране были готовы начать забастовки, Минсельхоз все же разрешил использовать кетамин для операций на животных, но цена его возросла в несколько раз. В итоге его перестали приобретать, так как это слишком большие расходы для городского бюджета.

Городские власти здорово экономят деньги на бессловесных тварях, которые даже в суд подать не могут.

Впрочем, ни одни только власти греют руки на животных. На скандальной кстовской истории пропиарились и некоторые нечистоплотные нижегородские журналисты. Так, в итоговой программе новостей на одной из местных телекомпаний зрителям предложили принять участие в интерактивном опросе. Вопрос звучал так: «Что делать с собаками-убийцами?» То, что сама формулировка вопроса некорректна и манипулятивна, видно невооруженным взглядом. Журналист, пытающийся сотворить себе славу защитника людей на крови ни в чем не повинных животных, вряд ли отдает себе отчет в том, что фактически дегуманизирует общество. На таких горе-борцов никаких Экзюпери с их «мы в ответе за тех, кого приручили» не хватит.

Что же касается кстовских властей: администрация до сих пор отказывается давать комментарии, ссылаясь на то, что следствие по данному делу еще не завершено.

А тем временем, подобный инцидент мог произойти где угодно — не обязательно в Кстово. Нижегородские власти проблем с бродячими собаками не видят или не хотят видеть. На служебные автомобили нижегородских чиновников бродячие собаки пока не нападали…

Катерина Ленина