№26 (99), 28.12.2007

Культурный слой

Послесловие об одиночестве…

Как-то в одном интервью один художник-скульптор на вопрос об отношении к современному искусству сказал так: «Вроде как ты — насекомое, скованное в своих возможностях и своей востребованности».

Это вроде как искусство обратной связи (public art). Быть нужным и понятым. Умение слышать и понимать голоса улиц и мало того — вклиниться в его многоголосие. Художникам (да и не только), сегодня не так-то просто описать мир вокруг нас и особенно в его критических точках. Но именно ради этого любое направление имеет право быть. Пусть искусство сегодня можно производить из чего угодно: утильсырья, ржавых ключей, банок из-под пива, советских кружек и подстаканников. Можно собирать людей на перформансы из картин на картонных коробках, скульптур перерожденных гибридов утюгов и лампочек, на «театр советского чайника» и вина в деревенском умывальнике. Дать каждому участнику желтый стикер, на котором напечатано слово «спасибо» и наклеивать рядом со скульптурами. А почему нет? Это честнее, чем работать под «Шишкина» и в результате получить полный кич.

Ну и что, что приходится использовать агрессию, показывать очень жесткие вещи, — это тоже вариант обратной связи, которую сегодня «можно продать». Это элемент привлечения к себе внимания как к художнику. Тот же затертый пример Олега Кулика, который прошел школу классической живописи, много лет занимался живописью и фотографией… Но когда разделся догола и стал кусать людей, сразу стал любопытен и «привлекателен», как это ни забавно звучит. Может быть, я как не искусствовед пытаюсь связать разные вещи, но думаю что проявление интеллектуальной анархии — это социальный вызов и просто извращенное восприятие окружающей среды. Как на выставке «Маскарадуга» в 2004 году, когда был представлен стенд художника Егорова с фотографиями фекалий-иероглифов. Ну и что? Не постоянно же рисовать кошек на продажу, надо же как-то сгримасничать тоже. Любит же народ покупать кошек-инопланетянок, кошек-сфинксов… Может быть, сейчас время одиночек, которые ищут для себя собственную нишу — в которой будут востребованы и будут чувствовать себя частью современной культуры, в том виде, в каком она представляется. Причем каждому в отдельности. Ну, не получится сейчас сообщества художников, вроде «Черного пруда». Просто другие времена, огромный объем информации… Слишком много всего происходит…

Как там в одной из серий мультиков Олега Куваева, где главная героиня Масяня указывает на кучки мусора, лежащие по всему городу, комментируя: «Вот тут у нас немного культуры, там культура и здесь еще культура валяется» Вот об этом несколько лет назад Галиной Филимоновой был снят фильм «Культура в собственном соку», где сами художники пытаются отыскать культуру в собственном городе. Я не смотрела сам фильм, но читала рецензии, слышала отзывы… Но все равно бы согласилась только с названием. Сегодня каждый из художников варится в собственном соку.

Ветка Зотеева