№26 (99), 27.12.2007

Экономика

Приоритет почти потерян

Призрак нижегородского автопрома

Правительство Нижегородской области сплошь и рядом ссылается на стратегию развития региона до 2020 года. Однако уже сейчас, через 2 года после ее разработки, стало понятно, что главный приоритет — развитие автомобилестроения — не получит должного развития.

Предполагалось, что к 2020 году четверть экономики Нижегородской области составит конкурентоспособное автомобилестроение, в которое будет инвестировано 20 миллиардов долларов. Сумма инвестиций окажется раз в 5–6 меньше, а о конкурентоспособности российского автопрома не будет и речи. Почему об этом можно говорить уже сейчас?

Дело в том, что за последние 2–2,5 года мы успели разладить отношения с целой группой основных игроков мирового автопрома. В 2005 году растаяли надежды на локальное сотрудничество с «Тойотой», которая ушла в Санкт-Петербург, а также с «Нисаном». В 2006 году не оправдались надежды на сотрудничество с рядом немецких компаний. В 2007 году печально завершаются наши взаимоотношения с «Пежо–Ситроен». Сейчас, правда, говорят о возможных контактах с корейскими компаниями, но, скорее всего, и тут наш регион ждет неудача.

Главная проблема правительства Нижегородской области состоит в том, что оно никак не может определиться — чего же наш регион хочет от инвесторов? Мы вроде бы нацелены на лучшие мировые брэнды. В то же время чиновники требуют у компаний, чтобы большое количество комплектующих заказывалось на предприятиях Нижегородской области. Мы как бы хотим реализовывать «нижегородско-импортные» автомобили. Но чиновники игнорируют недоверие потребителя ко всему в автопроме, что имеет лэйбл «made in Russia»

Кроме того, неуклюжие действия нижегородских чиновников создают у иностранных инвесторов впечатление, что российский автогигант ГАЗ защищает от них свою территорию, лоббирует свое монопольное положение производителя. Еще 2–3 года назад в этом была доля истины, но сейчас менталитет «красно-олигархического» менеджмента ГАЗа явно изменился. А вот у чиновников — нет. С определенной периодичностью они провозглашают незыблемость позиций нижегородского автогиганта, противопоставляя его «Тойоте», «Пежо–Ситроену». Это заставляет иностранных инвесторов искать площадки в других регионах России, где нет недружелюбного российского автопрома.

Имеет место ещё и советский стиль переговоров с иностранцами. Известно, что нашего главного дипломата в добрые, старые времена называли «Господин Нет». Чуть только появляются серьезные противоречия в позициях сторон, наши чиновники рвут отношения и кричат: «Иностранные инвесторы нам не нужны, наши автомобили самые адаптированные к местным условиям».

По своему менталитету руководству нижегородского правительства ближе наши «соседи» из Украины, которые легко договариваются и подписывают бумаги, а потом возникают сложности на уровне практических дел. К сожалению, это не смущает чиновников: мы приняли политическое решение с Укравто, а экономические решения— с японцами, немцами, французами.

Кстати, на переговорах с «Тойотой», когда у нас объективно не было шансов в конкуренции с Санкт-Петербургом, Нижегородская область смотрелась намного лучше, чем на переговорах с «Пежо–Ситроен», когда мы конкурировали с Калужской областью. Тогда мы были готовы, например, на японские школы для детей специалистов из страны Восходящего солнца.

Сейчас в Нижегородской области создан Инвестсовет при губернаторе, экономическая ситуация стала лучше, привлекательнее для инвесторов, но в чем-то мы движемся назад, и особенно в таких высокотехнологичных сферах, как автомобилестроение. Если и дальше все будет происходить в этой сфере как сейчас, то до 2020 года мы получим не 20 миллиардов долларов инвестиций, а лишь 3–4. И автопрома у нас не будет.

Вероника Щедрина