№3 (28), 28.04.2007
Политика
Идеологии.net
Странное деление идеологического поля произошло за пару последних лет в нашей стране. По сути, состояний активного гражданства может быть лишь два — жесткая оппозиция или истовая лояльность. А на границе между ними — безразличие, оттенков коего великое множество.
Причин для того, чтобы перейти в любой из этих лагерей у огромного количества находящихся «между» много. Когда в стране огромный стабфонд, рост благосостояния значительной части населения и вообще высокие цены на нефть, удобно и закономерно быть лояльным. Когда в той же стране однопартийная система, ущемленная в правах и востребованности свобода слова и закрытая от общественных глаз политика, нельзя не стать оппозиционером. Но «безыдейные» почему-то не впадают в эти так четко и обоснованно обозначенные крайности.
Ежеквартально появляющиеся движения и партии выдвигают лозунги и харизматичных лидеров, формулируют глобальные задачи и ищут тех, кто все это поддержит своими голосами. Наблюдения за реакцией последних наглядно показывают — обществу не нужна политика. По крайней мере, такая.
Потому что лозунги удивительно похожи по сути — разница только в знаке. У одних — это плюс, у других — минус. Харизматичные лидеры рассматривают свою потенциальную электоральную паству как потребителя популистских речей и программ a-la Нью-Васюки. Глобальная задача на всех одна — попасть в парламент, а поскольку этот самый парламент — не место для дискуссий, то какого бы знака вы изначально ни были, результат умножения на любую из партий власти будет всегда с плюсом. В противовес всяким законам арифметики.
Такая политика нужна либо редким энтузиастам, ратующим за идею, которую они умудряются разглядеть за сплошной пеленой демагогии, либо тем, кто хочет нажить свой собственный капитал в этих псевдоидеологических бдениях. Поэтому большинство наших сограждан предпочитает оставаться в состоянии глубокого пофигизма.
«За»
Между прочим, пофигизм этот в условиях торжества капитала — самая грамотная форма мышления. Личные интересы становятся во главу угла, а заключаются они в решении личных задач, реализации личных амбиций и самое главное для нового поколения пофигистов — чтобы им не мешали на их пути к личному благосостоянию. Митинги оппозиционеров у них вызывают любопытство и, возможно, сочувствие: «И что ребятам не сидится?». Митинги проправительственников — легкую иронию, а в некоторых случаях — раздражение. Сами они никогда не пойдут на баррикады и никогда не выйдут с портретом президента на акцию поддержки курса последнего. Но они рады, что в стране стабильность, и не хотят ничего менять, поэтому скорее поддерживают «Единую Россию», чем вообще не ходят на выборы.
Если они ругают правительство, то по привычке, — о его деятельности они узнают из девятичасовых выпусков «Времени» на вечно Первом канале. Если они и спорят на кухне о политике, то, скорее всего, о международной — теория заговора жива в умах и вызывает рефлекторную, выработанную с годами реакцию. Иногда обсуждают Украину и ее злосчастья. Или Грузию. Или Белоруссию.
Наверное, таких пофигистов у нас большинство. Может быть, поэтому одним из самых успешных партийных проектов можно считать Партию автомобилистов, которая решает конкретные проблемы владельцев огромного российского автопарка и не претендует ни на что другое. В рамках одной из ее акций повязать в знак протеста белые ленточки на антенны своих автомобилей были готовы десятки тысяч наших сограждан по всей стране. Актуальная проблема — соответствующая реакция. Захват НТВ такой не вызвал. Есть и ладно, нет и не надо. Жить в любом случае если и не хорошо, то нормально. И при чем тут вообще политика?
«Против»
Она действительно ни при чем. Попытки идеологов всех мастей привлечь их внимание редко увенчиваются успехом. Поэтому сегодня идет борьба за так называемых «маргиналов», которые не вписываются в современную реальность. Их либо выбросила оттуда перестройка, либо убеждения. Они искренне ратуют за свои идеи, которые могут приобретать самые разные оттенки — от коричневого до либерального. Их немного, но это настоящая сила, воодушевленная и воодушевляющая. Их ничто не сдерживает. Им нечего терять. В то же самое время для конформистов всех мастей сегодняшняя ситуация — это компромисс с властью, которой выдали аванс, но не доверия, а времени на самоукрепление.
И то, чего боится власть, разгоняя митинги оппозиции, — это ненадежности своего электората. Ни один пофигист не пойдет защищать стабильность. В то время как любой из убежденных «маргиналов» пойдет. И не просто, а до последнего.
Кстати, интересно, что на государственных каналах оппозицию стали называть «внесистемной». Поразительно емкая характеристика.
Сегодняшняя система власти действительно замкнулась в себе. Она не сообщается ни с какими другими параллельными системами. Ее никто не контролирует, никто не сдерживает, ей никто не помогает. Она сама себя воспроизводит, сама себя критикует, сама себя подрывает. Они легитимна, пока этому способствует экономика. Главный козырь — нефть. Но его уже давно выложили на стол, а в рукаве, по всей видимости, ничего не припрятано. При любой ошибке безыдейное российское общество потребления просто озлобится, потому что ему закроют путь к большому личному счастью. Чем будут бить эту карту?
Эмилия Новрузова