№3 (28), 28.04.2007

Политика

В политической камере тишина…

«Реальной оппозиции у нас нет, а есть элементы виртуальной оппозиции, которая имеет истоки в неструктурированных элементах гражданского общества»

В отношениях между властью и оппозицией вопрос «Что за шум в камере?» в Нижегородской области не актуализирован.

Так действуют в Нижегородской области и политические партии, и фракции в региональном законодательном собрании, в городской думе Нижнего Новгорода. Это означает, что реальной политической оппозиции у нас нет, а есть элементы виртуальной оппозиции, которая имеет истоки в неструктурированных элементах гражданского общества. Отсюда и парадокс: оппонентов нижегородскому кремлю нет, а политическая критика разных зданий в Кремле есть!

На пальцах одной руки можно пересчитать политические акции оппозиции за последние год-два в Нижнем Новгороде и его окрестностях. Это, прежде всего, осенняя акция АнтиНАТО, организованная КПРФ. В законодательном собрании Нижегородской области, помнится, бесцеремонно сняли вопрос из повестки дня по причине отсутствия события – совместных учений армейских подразделений россиян и натовцев. Хотя предполагалось, что на заседание ОЗС специально прибудет губернатор Валерий Шанцев.

В политическое мероприятие превратились выступления КПРФ против строительства в парке «Дубки» развлекательного центра. На одном из партийных форумов лидер коммунистов Геннадий Зюганов отмечал борьбу за «Дубки» как один из образцов деятельности КПРФ в регионах.

На полумероприятие потянет инициатива той же КПРФ по сбору подписей за отставку главы Нижнего Новгорода – слишком вяло она проходила. Кроме того, с самого начала этой акции было понятно, что КПРФ заручилась поддержкой ненавистного им губернатора Шанцева.

Неким подобием политической акции можно считать долгую подковерную борьбу нижегородского отделения Российской партии пенсионеров и ее фракции в областном заксобрании против заместителя губернатора по социальной политике Геннадия Суворова. Пока дело дошло до того, что господина Суворова не пустили в состав правления территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В целом же и в ОЗС реализуется постулат Бориса Грызлова «парламент не место для дискуссий», и в СМИ нет политической дискуссии между властью и оппозицией. Даже КПРФ позиционируется не только как оппозиция Его Высокопревосходительству губернатору Шанцеву, сколько как оппозиция Его Высокопревосходительства.

Законодательное собрание Нижегородской области, где 33 мандата из 50 у «Единой России», даже не пытается использовать на практике свои контрольные функции. В случае каких-то недоразумений между исполнительной и законодательной властями (или отдельными депутатами) появляется миротворец: «Мы что, не доверяем губернатору и правительству?». Сразу выясняется, что в зале заседаний ОЗС собрались только истинно верующие. На этом дискуссия завершается.

Собственно, в этом нет ничего удивительного. КПРФ благодарна системе за партийные списки, а, следовательно, за допуск в ЗС НО, да и в гордуму Нижнего Новгорода тоже.

Страшной силы удар нанес по репутации зюгановцев заместитель губернатора Сергей Потапов, который еще вчера был правой рукой Геннадия Зюганова, а теперь превратился в антикоммуниста. Будучи «орговиком» ЦК КПРФ, он как никто в окружении Зюганова знал о контактах партии с Борисом Березовским и о финансовой

 

поддержке со стороны Михаила Ходорковского. Но сейчас господин Потапов стал ярым противником всякого рода несогласных, якобы якшающихся с беглыми олигархами и заграницей.

Региональное отделение РПП не сформировалась как внятная политическая сила. Некоторые бизнесмены проплатили свое прохождение в ОЗС. Это их окрылило. Путем ряда компромиссов с губернатором они хотели пробиться и в Госдуму РФ. В итоге, спалились на слишком большом желании попасть на Охотный ряд.

Нижегородская ЛДПР открыто поддерживает губернатора. Остальные партии заявляют о том, что они не в оппозиции к губернатору Шанцеву и хотят помочь ему в проведении правильной социально-экономической линии.

Можно было предположить, что политические дискуссии актуализирует «Справедливая Россия», но ее формирование в Нижегородской области то ли затянулось, то ли зашло в тупик (в угоду «Единой России») именно из-за отсутствия реальных оппозиционеров – «настоящих буйных мало».

Все идет к тому, что единоросс Валерий Шанцев лично поставит, если не де-юро, то де-факто, главного справоросса с задачей не мешать «Единой России» за минимально удобоваримый для СпРоса результат по Нижегородской области.

Один из украинских политиков так сформулировал путь в оппозицию: «В советские времена – украл, выпил, в тюрьму. В сегодняшние времена – выпил, прогулял – в оппозицию». Эта точка зрения благодаря усилиям властей укоренилась в элитных слоях Нижегородской области. Если бизнесмен, политик не в рядах «Единой России», то либо у него с бизнесом проблемы, либо Шанцев с ним не здоровается. А ведь еще недавно, во времена полпреда президента в ПФО Сергея Кириенко была сформирована «оппозиция при делах». Поэтому она и конкурировала за влияние с губернатором Геннадием Ходыревым. Вот сидят коммунисты в областном законодательном собрании и думают: а почему мы должны критиковать губернатора, если мы в системе, а не какие-нибудь бездельники?

Функции оппозиции выполняют отдельные нижегородские СМИ. А вопрос «Кто заказал губернатора?» повисает в воздухе. Некому его заказывать! У отдельных журналистов работа такая: если все «за» великого и ужасного губернатора, то они «против».

Виктор Деменев