№4 (30), 02.05.2007

Экономика

Инвестсоветский регион

«Статистика превалирует над здравым смыслом: все торопятся отрапортовать

С каждым месяцем в Нижнем Новгороде нарастают негативные процессы в сфере «инвестиционной демократии». Все больше говорят о режиме наибольшего благоприятствования для немногих — московских фирм, близких к руководству региона. Тем самым растранжиривается важнейший фактор доверия со стороны инвесторов. Вместо создания климата доверия мы слышим лишь победные реляции и уверения, что инвесторам у нас будет хорошо.

Эксперты против Шанцева

Один из первых тревожных звонков для инвестиционной Нижегородской области прозвучал в конце ноября 2006 года, когда национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало свой рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2005–2006 годы. Сразу отмечу, что результаты этого рейтинга признаются правительством Нижегородской области. Высокопоставленные чиновники нередко ссылаются на его отдельные показатели. Например, на первое место нашего региона по уровню развития законодательной базы для инвесторов.

Другое дело, что главные результаты исследования агентства «Эксперт РА» тщательно замалчиваются. Например, тот факт, что по инвестиционным рискам после прихода губернатора Валерия Шанцева мы переместились с 8-го места на 15-е, а по инвестиционному потенциалу тоже вылетели из лидирующей российской десятки. В 2004–2005 годах находились на 6-м месте, а сейчас перешли на 11-е.

Отметим, что при губернаторе Борисе Немцове регион неизменно входил в первую десятку регионов с наименьшими инвестиционными рисками, в 1995–1996 годах Нижегородская область вообще занимала второе место. При губернаторе Геннадии Ходыреве с 2002 года по 2005 год Нижегородская область не выходила из десятки «малорисковых». Все это свидетельствует о резком ухудшении инвестиционного климата в регионе, и если говорить об основных рисках, то они затрагивают сферу деятельности губернатора и правительства. По политическим рискам мы находимся на 74 месте, по управленческим рискам у нас 50 место.

Характерно, что из десятки Нижегородскую область выбили регионы, где у рычагов управления находятся губернаторы-либералы — Пермский край и Красноярский край. Эксперты, видимо, заметили несоответствие между наибольшими предпосылками для инвестиционного развития Нижегородской области (тут у нас первое место по России) и весьма не тонкими методами работы губернатора Валерия Шанцева.

Бег с барьерами

Характерно, что эксперты национального рейтингового агентства не заметили появления главной гордости Шанцева — инвестиционного совета при губернаторе. Видимо, они не считают, что появление той или иной управленческой структуры автоматически способствует решению профильной проблемы.

В то же время, появление инвестсовета — это естественное системное решение губернатора Шанцева, которое диктовалось целым рядом факторов. От Валерия Павлиновича ожидали новых московских методов управления. Появление инвестсовета отражало мощь полномочий президентского губернатора. К тому же, этот системный ответ согласуется с новым законодательством об использовании земельных ресурсов.

Кроме того, задолго до прихода Валерия Шанцева в Нижегородской области было много разговоров о неэффективной работе властей с инвесторами. Так, в ноябре 2004 года тогдашний руководитель «Нижновэнерго» Алексей Санников резко заявлял: «Я не знаю, чтобы у нас губернатор, мэр Нижнего Новгорода или главы районов бегали за инвесторами. Вот, что нужно делать».

Тогда же глава Борского района, а нынче заместитель губернатора, курирующий инвестиционные дела, Владимир Иванов сделал программное заявление, из которого следует, что идея инвестсовета принадлежит именно ему, а не главе региона. «К сожалению, у нас сегодня в области очень сложно работать инвесторам, если их кто-то не опекает, не помогает им. Пройти все необходимые согласования или получить все разрешительные документы, ну минимум, если попробовать, уходит 1,5–2 года. И мне кажется, что административных барьеров у нас в области столько, что может быть, только в Москве больше, чем у нас… В общем-то представители органов власти и местного самоуправления занимаются этим лично. Все вопросы мы берем на себя. По большому счету, не допускаем инвесторов самостоятельно решать эти вопросы… И мы сами занимаемся всеми этими оформительными и разрешительными вопросами до начала реализации проекта…» Чем это не описание теоретической модели нынешнего инвестсовета при губернаторе, который прибыл из субъекта с самыми мощными административными барьерами?

В целом инвестсовет пока надежд не оправдал, но даже основные критики признают, что в его работе есть некоторые плюсы. Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов отмечал, что его полномочий и административного ресурса явно не хватало, когда городской инвестсовет принимал решения, а они торпедировались различными федеральными структурами, вроде пожарных или СЭС. Сейчас эти проблемы на инвестсовете при губернаторе решаются на раз-два. Заявитель проекта имеет возможность защищать его на совете, и если проект утвержден, то правительство Нижегородской области готовит среди прочих документов договор аренды земли на предоставляемый участок. Это юридически укрепляет позиции инвестора…

Ударим «Богданом» по автобанам

И все же минусов в работе инвестсовета оказалось, пожалуй, даже больше. Во многом эти дефекты носят внеэкономический, то есть политический характер. Губернатор Шанцев в рамках перераспределения полномочий инициировал конфликт с мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым. Так как инвестсовет занимается в основном Нижним Новгородом, это резко снижает эффективность работы по заявкам инвесторов. Мэр Булавинов на одной из встреч с журналистами говорил, что ни в одном городе-миллионнике нет такой рассогласованной работы по линии «губернатор — глава областного центра». Негатив в работе инвестсовета связан так же и с тем, что губернатору в политических целях нужен быстрый результат. Поэтому ставка делается не на качество инвестиционных заявок, а на их количество.

Статистика превалирует над здравым смыслом: все торопятся отрапортовать о миллиардах рублей инвестиций, хотя проекты не существуют даже на бумаге. Приведем один из многочисленных примеров. 19 декабря 2006 года на инвестсовете была рассмотрена заявка Жилищно-строительного потребительского кооператива на выделение в аренду на 49 лет земельного участка площадью 3579 кв. метров для реализации инвестиционного проекта «Строительство жилого 55-квартирного кооперативного дома».

Инвестсовет посчитал целесообразным реализацию этого проекта. Соответствующие поручения были сделаны министерству инвестиционной политики, департаменту градостроительного развития территорий, министерству госимущества и земельных ресурсов… И вдруг, 26 марта 2007 года появляется документ за подписью и. о. руководителя территориального управления Росимущества по Нижегородской области. В нем содержится предложение «направить обращение к губернатору Нижегородской области о приостановке реализации решения инвестиционного совета». Дело в том, что данный земельный участок относится к федеральной собственности и числится в соответствующем реестре. Однако до вынесения заявки на инвестсовет эту информацию почему-то никто не проверил.

Под эффективную работу инвестсовета подверстывается все, в том числе проекты, которые успешно реализуются без этой инстанции. Речь идет о наиболее крупных проектах. Кстати, практически подо все из них основа заложена задолго до 2006 года, и инвесторы просто расширяют свой бизнес на территории области. Тут нет никакой заслуги ни губернатора, ни правительства, ни инвестсовета. В спецпроекте «Нижегородская область» приведен список наиболее крупных инвестиционных проектов, реализованных в 2006 году. ОАО «Лукойл» готовит строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля. Суммарный объем инвестиций до 2009 года — 618 миллионов долларов с поэтапным вводом объектов. ОАО «Выксунский металлургический завод» проводит модернизацию трубоэлектросварочного производства, создает мощности для внепечной обработки стали, организует производство двухшовных труб, запускает автоматическую линию по обработке железнодорожных колес. Инвестиции составляют более 5 млрд рублей. ОАО «Сибур-Нефтехим» проводит реконструкцию установки по производству окиси этилена и гликолей. Инвестиции составят 500 млн долларов. Какая во всем этом роль губернатора Шанцева и его инвестсовета? Никакая. Эти инвесторы пришли в регион задолго до августа 2005 года и до 2006 года без инвестсовета реализовывали свои проекты.

Несколько месяцев назад сообщалось, что завершены переговоры с концерном LIEBHERR, который планирует разместить в Дзержинске производство компонентов для строительной и землеройной техники. Но ведь эта работа велась несколько лет, в том числе предшественниками Шанцева. А вот крупных инвесторов, которых бы с нуля привел в регион Валерий Павлинович, пока нет. Хотя работает он в Нижегородской области почти два года.

В то же время проекты Валерия Шанцева вызывают недоумение. Когда губернатор доказывал необходимость перераспределения полномочий в сфере земельных отношений от местного самоуправления к областному правительству, он говорил о тенденции на мировом рынке, о тренде в сторону экспортоориентированных производств. И вдруг тот же губернатор Шанцев лично лоббирует проект промсборки иномарок, который реализуют украинские компании «Богдан» и «УкрАвто». Якобы к 2009 году они намерены пустить завод мощностью 160 тысяч автомобилей в год, собирая легковые «Шевроле Ланос», «Шевроле Авео» и автобусы «Богдан». Давно ли «Богдан» стал престижной маркой в мировом автомобилестроении?

Еще в апреле 2006 года тогдашний министр инвестиционной политики Сергей Крысов сетовал на то, что в реальности из 100 инвестиционных заявок лишь 1–2 заслуживают внимания, а остальные недоработаны. Накануне своего ухода из регионального правительства он говорил, что область не была готова раньше и не готова сейчас к приходу крупных инвесторов. У нас в регионе нет свободных подготовленных площадок. Господин Крысов ностальгировал даже по немцовским территориально-производственным зонам, предлагая выходить на подобную схему работы, обеспечивая площадки инфраструктурой, — подводить туда газ, тепло, воду, электричество и транспортные магистрали. Насколько известно, до сих пор в этом направлении ничего не делается. Правительство Нижегородской области лишь налегает на льготы инвесторам, хотя этот фактор занимает 4–5 место в приоритетах мощных инвесторов. Это в большей степени касается инвестиций в промышленные объекты. Но инфраструктурно не подготовлены и крупные площадки под жилищное строительство. Мэр Нижнего Новгорода приводил пример с крупным проектом на границе Нижнего с Кстовским районом, где требуются гигантские суммы для подведения воды, газа, тепла и электричества.

 

Нет естественного экономического отбора, когда на конкретный участок земли приходит лучший инвестор, а не тот, кто первым, с подачи московского окружения Шанцева, положил на него глаз

И все же одна из самых больших проблем инвестиционного климата в Нижегородской области — это разгул коррупции…

 

Методология команды Шанцева в Нижнем Новгороде формулируется так: главное — развернуть огромное строительство, а с нарушениями оно идет или нет — это уже не столь важно. В Москве эта методология работает, а в Нижнем Новгороде — нет. Строительство у нас не развернуто, а коррупционных нарушений столько, что под угрозу поставлена и деятельность самого инвестсовета, и система конкурсов. Коррупционный беспредел остановил даже то, что удавалось делать «до губернатора Шанцева». Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов неоднократно приводил эти цифры: с 2002 по 2005 год рост по вводу жилья составил 2,6 раза, а в 2006 году по отношению к 2005 — только 7%.

Когда единое окно «забилось»

В марте нынешнего года мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов заявил, что застройщики и инвесторы ждут в очереди по шесть-семь месяцев, чтобы их заявку рассмотрели на инвестиционном совете при губернаторе. При этом 1100 решений уже состоялись, но инвесторам от этого не легче, — данные «политические» решения на практике не осуществляются. Ситуация на сегодняшний день, по заявлениям самих застройщиков, стала еще сложнее, чем она была, например, в 2004–2005 годах. Не желающий войны элит Булавинов максимально политкорректно заявляет: «Я думаю, что здесь проблема системы. Там нет специального умысла. Очень большой поток заявок, а аппарата на это фактически нет, и очень много кто должен согласовать, вынести свое мнение. То есть, от чего хотели уйти, получили в еще большем объеме. Если раньше согласования проходили только по службам города, то сегодня и службы города, и службы области дважды это визируют, проверяют, смотрят, и плюс, конечно, достаточно редкие заседания инвестсовета. У нас ведь инвесткомиссия заседала еженедельно, а иногда и два раза в неделю для того, чтобы максимально вот эти вопросы пропустить. У нас был регламент — в срок не более месяца заявка должна быть обязательно рассмотрена. Неважно, отказать или согласиться, — это вопрос уже по существу. Но вынести на рассмотрение и рассмотреть в течение месяца. На сегодняшний день уже действительно по 6–7 месяцев многие стоят в очереди. Это уже ни для кого не тайна».

На самом деле областные чиновники умело сделали так, чтобы единое окно инвестсовета «забилось», и образовалась очередь подателей заявок. Земельный участок достается тому инвестору, который оказался первым. Что в данной ситуации делают коррупционеры?

Места в очереди становятся предметом купли-продажи. С одной стороны, потеря времени инвесторами должна вызывать гнев губернатора, который с первых дней своего появления на нижегородской земле призывал всемерно ускорить темпы принятия решений. Но при этом, коррупционеры подловили Валерия Павлиновича на другом: правительство должно получить самые широкие полномочия, контролировать практически все в инвестиционной сфере, а количество поданных и рассмотренных заявок должно свидетельствовать о бешенном росте инвестиционной активности в регионе при Шанцеве. Поэтому у муниципалов забрали все полномочия, создали толкотню инвесторов у «единого окна». А когда высшие судебные органы подправили областной закон о земле, муниципалитеты уже не по закону, а «добровольно» передали свои полномочия области.

По нашей информации, область пытается реагировать на сложившуюся ситуацию. Документы к инвестсовету в последнее время готовятся быстрее (не за 3–5 месяцев, а за 1–2), сам инвестсовет стал собираться каждую неделю. Однако усугубились другие недостатки, которые коренятся в кулуарности принятия решения.

Инвестсовет — это собрание больших начальников, которые имеют то или иное отношение к подготовке и осуществлению инвестиционного проекта. Теоретически все правильно — собрались, согласовали вопросы, и процесс пошел. Однако на практике инвестсовет — это хорошая ширма, чтобы все вопросы решать без конкурса, обделывать все делишки кулуарно, в кабинете тет-а-тет, без публичности. Раньше, когда работали муниципальные инвестиционные комиссии, были публикации о конкурсах. В них мог участвовать каждый. Сейчас задействован механизм, который позволяет избежать конкурсов и аукционов. Практически все земельные участки выделяются сначала правительству, а потом оно выделяет их той или иной фирме целевым образом. Губернатор Валерий Шанцев лично неоднократно высказывался против проведения аукционов, ссылаясь на дефицит мощных инвесторов. Мол, этими конкурсами и аукционами мы только затрудняем и замедляем приход реальных инвесторов. На самом деле, в этих рассуждениях есть доля лукавства. Сейчас нарасхват идут самые лучшие участки в Нижнем Новгороде, которые экономически выгодно выставлять на конкурс. Это дало бы большие доходы в бюджеты Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Но у шанцевского инвестсовета, видимо, совсем другие цели: там работают на сильных инвесторов, обеспечивая им режим наибольшего благоприятствования. В ущерб интересам города и его жителей. То же самое, кстати, делается в Москве через ущемление местного самоуправления. В итоге, нет естественного экономического отбора, чтобы на конкретный участок земли пришел лучший инвестор, тот, который нужен здесь и сейчас, а не тот, кто первым, с подачи московского окружения Шанцева положил, на него глаз. Отсюда, в приоритете не стратегия развития Нижнего Новгорода и Нижегородской области, не соблюдение законодательства, а дележ земли высокопоставленными чиновниками в интересах своих фирм.

Инвесткошмары нашего городка

В ряде нижегородских СМИ приводились следующие примеры юридического беспредела из практики инвестсовета при губернаторе. ЧП «Кульвинский, 21 век» получило еще «в городе» все необходимые документы, — начали подводить коммуникации к земельному участку на улице Родионова. Однако эта фирма не успела начать строительство до того момента, как некая московская фирма ООО «Развитие Нижнего Новгорода» подала заявку на инвестсовет по поводу этого же участка. В итоге, москвичи обогнали нижегородцев. Возник конфликт, который должен быть разрешен в рамках конкурса. Но кого-то из чиновников это не устроило, и на этом месте, вроде бы, собираются строить бассейн.

Другой подобный случай. Фирма «Парма» делает проект под строительство на площади Советской. Вся документация уже на выходе. На этот же участок претендовала «Пятерочка». А потом вдруг возникла некая московская фирма, которая еще за день до инвестсовета в списке инвесторов не значилась. Во избежание скандала конкурс просто отменили до лучших времен…

Путем юридической казуистики нарушаются права и Нижнего Новгорода, и инвесторов. Мэр Вадим Булавинов рассказал о ситуации вокруг земельного участка, расположенного в квартале улиц Ванеева — генерала Штеменко — бульвара 60 лет Октября. «Когда принимался областной закон о земле, то четко было заявлено, что это сделано для прозрачности в качестве помощи местному самоуправлению, и все доходы будет получать МСУ в полном объеме. По этой площадке мы подготовили всю документацию для проведения аукциона с целью выбрать застройщика. В результате, по этим документам минимущества области заключили годовой договор с предприятием «Реформа» с мотивировкой «проведение изыскательных работ». В рамках этого арендного договора была оформлена собственность правительства Нижегородской области на эту землю. После чего 650 млн рублей, полученных по результатам аукциона, прошли мимо городской кассы».

Были случаи, когда Нижний Новгород в рамках своих полномочий проводил конкурсы. Фирмы тратились на проектную документацию, на конкурсные сборы. А потом инвестсовет не поддерживал их проведение, организуя свои аукционы. При этом фирмам потери не компенсируются, а десятки миллионов рублей будут истребованы в судах из городского бюджета.

Нет таких нарушений и ошибок, которые не совершал бы инвестсовет. В погоне за сроками игнорируется качество подготовки документов. Плохо отрабатываются технологические условия, особенно по энергетике. Подстанция, например, по планам будет построена в 2012 году, а инвестору предлагается строить дома хоть сейчас.

Закрытость информации приводит к тому, что земельный участок уже выделен, а другие желающие продолжают готовить на него документы, теряя средства и силы… Казалось бы, в этих условиях решения инвестсовета должны быть неизменными, не пересматриваться кулуарно. Однако было несколько случаев, когда решения инвестсовета менялись уже без его участия. Некие влиятельные люди договаривались в правительстве, — документ приносили на подпись губернатору, и появлялось новое решение по земельному участку. Говорят чуть ли не о десятке таких случаев. Получается, что инвестсовет игнорирует интересы местного самоуправления, а ряд чиновников ни в грош не ставят решения инвестсовета. Может ли в таких условиях инвестор считать инвестиционный климат области привлекательным и благоприятным? Понятно, что все воспринимают происходящее как «игру без правил», несмотря на тотальную секретность всего, что касается инвестсовета.

Строим по понятиям

В Нижегородской области практически полностью девальвирована конкурсная система. При обсуждении в региональном законодательном собрании одного из вопросов — о распределении чего-то только по конкурсу или в том числе по конкурсу, — очень авторитетный депутат несколько раз перебивал коллег репликой: «Конкурсы — это фигня».

В поле зрения СМИ попадала скандальная информация о том, что победителем конкурса на строительство школы олимпийского резерва на официальном сайте областного правительства была объявлена одна фирма. Но потом это назвали «технической ошибкой». Совещание у министра строительства предопределило решение вопроса в пользу другого подрядчика. Дабы минимизировать скандал по правительственному телеканалу продемонстрировали, что строительство объекта идет по плану.

Однако, бывают еще более потрясающие случаи. Некая фирма, пожелавшая остаться неназванной, выиграла конкурс на ремонт нескольких крупных объектов. Победители прибывают на объекты и наблюдают удивительную картину: там уже идут работы. После этого победителя конкурса вызывают в несколько министерств, где дают понять, что в дальнейшем фирма получит хорошие объекты, а сейчас она должна выполнить функцию почтальона денежных средств для других. Понятно, что фирму уломали. Но возникает вопрос: а если после ремонта выявится, что совершены хищения, — например, путем использования более дешевых стройматериалов? Как фирма докажет, что она не при делах, и работали другие?

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов смотрит на эту ситуацию прагматично, хотя впору бить в набат: «Мы должны с вами понимать, что живем в России. А в России многие вещи решаются не по закону, а по понятиям. И на сегодняшний день понятие — надо больше строить. И поэтому на многие вопросы вот такого характера, если они не носят чрезвычайного свойства, конечно, будут закрывать глаза. В том числе и судебные, и правоохранительные органы. Стоило нашему областному прокурору подать протест на областной закон о земле, как сняли прокурора. Поэтому сейчас я все-таки хочу найти решение, выход из сложной ситуации с минимальным ущербом для застройщиков». Увы, вряд ли что-нибудь получится у Вадима Евгеньевича. С коррупцией уговорами бороться бесполезно.

Виктор Деменев