№4 (30), 02.05.2007
Экономика
Торговая яр-марка
Современная культура — культура брендов, а не сущностей. Люди не успевают добраться до сути, и принимают решение, услышав зазывный слоган или увидев красивую вывеску .
В сфере внимания городских и областных властей появляется туризм — не в первый раз и неслучайно. Уже в начале 1990-х годов периодически возникали разговоры о том, что Нижний Новгород, как не самый молодой в России город, вполне мог бы этим воспользоваться в коммерческих целях. Тем более как город, чрезвычайно красиво расположенный.
Да и историческая часть города еще не вовсе разрушена. Кремль и Волга на своих местах. Были даже планы включить Нижний в «Золотое Кольцо России».
Когда губернатором был Иван Скляров, в общих чертах сложилась стратегия развития туристического возрождения области по трем направлениям. Первое — это нижегородская глубинка с ее древностью и ремеслами. Не стоит забывать, что именно у нас находятся Семенов со знаменитой на весь мир Хохломой и Городец с не менее известной росписью. Второе направление — это пушкинские места. В год двухсотлетнего юбилея великого поэта Большое Болдино стало одним из центров проведения праздника. Третье направление — это, если можно так выразиться, религиозный туризм. Дивеево, места Серафима Саровского, и Макарьевский монастырь, — без сомнения, важные центры православия в России.
Все эти дороги заслуживают тщательной проработки и иногда даже кажется, что власти чересчур мало уделяют им внимания. Однако ресурсы есть и в другой сфере. Например, Нижегородская область могла бы стать одним из центров экологического туризма. Или охотничьего. Не зря же Никита Михалков облюбовал себе здесь охотничье поместье!
Карман у страны один
Не стоит забывать о деловом туризме. Именно он в европейских странах приносит доход в три-четыре раза больший, чем туризм обычный. И именно у делового туризма в Нижнем Новгороде, кажется, хорошие перспективы.
Сделать Нижний своеобразной столицей российского бизнеса хотел Борис Немцов. Главным направлением пиара, развернутого молодым энергичным нижегородским губернатором, была как раз деловая традиция города — «Нижний — карман России», «Купеческий город» и так далее. Отсюда и возрождение и популяризация Нижегородской ярмарки.
Однако здесь было два обстоятельства. Во-первых, создание пиара городу с помощью Ярмарки и купеческих традиций было частью PR-кампании самого Немцова. Все это работало на него лично, и сработало превосходно.
С другой же стороны, «Борис Немцов» — это был сам по себе бренд, да еще какой. Достаточно продолжительное время Немцова воспринимали как преемника Ельцина, и именно это обстоятельство привлекало в Нижний инвесторов и деловых туристов почище купеческих традиций.
Отъезд Немцова в Москву, — правда, не в качестве преемника, — убавил интереса к Нижнему. И вот теперь мэрия хочет его возродить.
Будем стоять до Купца
Чтобы добиться этого, городские власти хотят изменить символику города, традиционно связанную с Нижегородской ярмаркой и Кремлем.
В общем-то, нет ничего удивительного в том, что в целях продвижения нижегородский бизнес более всего использует образ Нижегородской ярмарки. За последние десять лет она вошла в плоть и кровь Нижнего. Тут и одноименный поезд, который обслуживает маршрут Москва — Нижний Новгород, и одноименные конфеты и шоколад, и выставки, форумы и конгрессы, которые проходят собственно на Ярмарке.
Однако в мэрии считают, что этого мало. Или же просто желают бесцельно потратить 50 тысяч долларов — именно столько может стоить кампания по разработке нового городского имиджа. Во главу угла как спасителя городского облика в мэрии решили поставить… образ купца. То есть сам посыл и слоган «Нижний — карман России» остается, однако теперь деловая аура Нижнего связана не с Ярмаркой, а с купцом как таковым.
«Довольно избитая символика Нижегородской ярмарки, равно как и Нижегородского Кремля сегодня уже мало привлекательна для туристов и не может являться стимулирующим фактором для развития города как туристического центра Поволжья», — говорит начальник отдела туризма администрации Нижнего Новгорода Ирина Смирнова.
Может быть, это и так. Однако почему именно купец? Специалисты в сфере рекламы склонны считать, что купец — это один из ретро-типов, каковые, наряду с использованием образов Кремля и матрешек, если не стали дурным тоном, то, по крайней мере, не приносят ощутимых финансовых дивидендов.
В любом случае, стоит надеяться, что в итоге, прежде чем принимать решения как нас подавать на туристическом блюде, мэрия все же объявит открытый общегородской конкурс.
Руки прочь от третьей столицы!
Интересный поворот наметился в событиях вокруг другого нашего бренда — «Нижний — третья столица России».
В самом конце марта заместитель губернатора Нижегородской области Ирина Живихина выразила недоумение тем, что Казань позиционирует себя в качестве третьей столицы России. И мэрия Нижнего, обычно не каждый раз выступающая в союзе с областными властями, в этот раз заявила, что вполне поддерживает их в том, чтобы закрепить — как минимум, юридически — наименование «третья столица России» за Нижним Новгородом.
Дело в том, что на одной из международных туристских выставок замгубернатора увидела растяжку со словами «Казань — третья столица России». Рекламный слоган висел над павильоном Татарстана.
Вопрос о патриотизме госпожи Живихиной оставим открытым. Однако она уловила коммерческий смысл происходящего. Бренд «Третья столица» потенциально способен принести доход от делового туризма. Поэтому есть смысл побороться за него в суде, чем областные власти и намерены заняться.
Тогда у Нижнего Новгорода будет торговая марка, закрепленная юридически. И останется только ждать, когда нижегородцы начнут купаться в деньгах, которые принесут им на голубых блюдах потрясенные инвесторы.