№5 (32), 04.05.2007

Политика

Когда ремень оборвался…

Как распустить региональный парламент?

В свое время Никита Хрущев назвал писателей и журналистов «автоматчиками партии». Сейчас депутаты всех уровней от «Единой России» являются «автоматчиками» партии власти. Самое удивительное, что превращение депутатов из представителей народа в боевые единицы партии произошло на фоне дискуссии после августа 2005 года — стало ли Законодательное собрание Нижегородской области сильнее?

Тенденция на снижение полномочий законодательных органов власти идет по всем фронтам. В политической сфере губернатор встал над ЗС НО, являясь номенклатурой главы государства. Через политсовет «Единой России» губернатор сам взял под контроль парламент, обнулив контрольные функции законодательной ветви власти над исполнительной. Казалось бы, депутатов загоняют в законодательное стойло, но и тут полномочия парламента сужаются — вне его компетенции оказались программы. А ведь программно-целевой принцип — это основа основ нынешней методологии менеджмента, в том числе и в госуправлении.

Закручивая гайки, реальная власть периодически обещает представительной «веточке» право выдвигать губернатора победившей на выборах партии. Чуть раньше шла речь о партийном федеральном правительстве. Но это только слова, а на практике мы видим конкретные шаги в противоположном направлении — унижение законодателей.

Очередной шаг — расширение поводов к роспуску регионального парламента. После октября 1993 года многие поняли, насколько это обоюдоострое оружие. Но сейчас предлагается распускать неработающий региональный парламент распоряжением губернатора по решению судебных органов. При этом ссылаются на прецедент в республике Тува, где с октября 2006 года законодательный орган не может начать работу. Мол, найден адекватный ответ на новый вызов — ситуативное реагирование. Однако мы помним, что в 2000–2002 годах городская дума Нижнего Новгорода неоднократно срывала свои заседания, чтобы та или иная политическая сила не использовала депутатов в своих целях. Речь шла, например, о том, чтобы не совмещать с выборами референдум по той или иной проблематике. Не собиралась городская дума Нижнего несколько месяцев и перед выборами мэра в 2002 году, чтобы не политизировать ситуацию, не накалять ее еще больше.

Получается, что исполнительная власть выступает за плановую без срывов работу представительной власти. Но как тогда расценивать ситуацию вокруг городской думы Кстово, где с октября 2006 года представительная власть не работает? Уже в марте можно было провести выборы (или довыборы) и восстановить дееспособность кстовской гордумы. Однако и сейчас непонятно, когда ситуация сдвинется с мертвой точки.

Удивляет отношение к представительной власти в целом. Гордума Кстово, формировавшаяся впервые, создана очень небрежно. Депутаты избирались по многомандатным округам, что крайне затрудняет процедуру довыборов в случае выбытия того или иного депутата. Немалая часть депутатов избиралась сразу и в гордуму, и в земское собрание Кстовского района. Понятно, что городским мандатом можно в определенной ситуации и поторговать, лавируя между городскими и районными властями в случае возникновения каких-либо разногласий. По разным причинам выбывают три депутата из трех многомандатных округов, и довыборы проводить нельзя. Вдруг еще четыре депутата (все они состоят в земском собрании) согласованно сдают мандаты, и гордума лишается кворума — в ее составе остается только 13 человек. Для принятия решений необходимо 14 депутатов от списочного состава в 20 человек. Областной суд признает тот факт, что депутатов осталось только 13, и гордума квалифицируется как неправомочная. Дело переходит в Верховный суд РФ. Между тем, еще несколько депутатов отказываются от своих мандатов. Верховный суд тоже признал кстовскую гордуму неправомочной. Но ясного ответа на вопрос, который является главным, — довыборы или перевыборы — так и не получено. Федеральный Закон 131 толкует ситуацию так, что неправомочность представительного органа влечет перевыборы. ФЗ 67 говорит о возможности довыборов. Оставшиеся депутаты гордумы и ряд жителей Кстово обратились в Конституционный суд для разъяснения сложившейся ситуации.

Получается полный абсурд: четыре депутата, которые ничего не теряют (у них есть еще одно депутатство), блокируют большинство, интересы которого законом не защищены. Такая ситуация теоретически может повториться неоднократно. Особенно там, где глава района недоволен структурами власти в райцентре.

Вместо того чтобы проанализировать ситуацию в Кстово, найти политические причины думского кризиса, приготовить противоядие, все смотрят на реакцию главы Кстовского района. А тот заинтересован в том, чтобы город Кстово не ушел из-под его управления к гордуме. Нет гордумы — нет дележа полномочий и бюджетных ресурсов.

Что происходит по сути? Губернатору разрешено делать с региональным парламентов все, что душенька пожелает, — от диктовки через политсовет «Единой России» как голосовать до роспуска. Главе муниципального образования можно делать все что угодно с земским собранием и представительными органами помельче (от манипуляции отдельными депутатами до роспуска). В советские времена говорили о приводных ремнях партии (совета, профсоюзы, комсомол и так далее), а также об «автоматчиках». Сейчас законодательная власть — приводной ремень, а депутаты — «автоматчики» исполнительной власти. Если ремень оборвался, его меняют. А пехоты на Руси много.

Виктор Деменев