№6 (34), 09.05.2007

Общество

Безнадежная кампания

Передел собственности тихой сапой идет по стране, и никакая «Декада без взятки» ей не помеха

Знаете ли вы, что в Нижнем Новгороде с 25 апреля по 10 мая проходит «Декада без взятки»? Теперь знаете. И вряд ли вас так уж сильно зацепило это сообщение, если вообще зацепило, и вряд вы даже заметили, каковые действия предпринимаются властью в рамках этой кампании, если вообще предпринимаются. Не расстраивайтесь — вы ничего не потеряли. Но и не приобрели.

Странные фантазии

 

В рамках упомянутой декады планировалось провести (и оно проводится!) анкетирование предпринимателей, у которых на условиях анонимности спрашивают, кому и как часто они предлагают взятки. Опросы предпринимателей и граждан проводят сотрудники Торгово-Промышленной палаты Нижегородской области с привлечением курсантов Нижегородской Академии МВД России. В целесообразности и адекватности этих опросов, кстати говоря, сомневаются даже некоторые инициаторы кампании, но все же надеются, по крайней мере на публике, что хоть какую-то пользу в борьбе с коррупцией эти меры принести смогут.

 

То, что нижегородские власти решили провести подобную кампанию, показывает, что у них нет никаких надежд не то что обуздать коррупцию, но даже и ввести ее в хоть сколь-нибудь приемлемые рамки. Только с отчаяния, либо уж с очень большой наглости, можно было предъявить гражданам подобную нелепость. Призывами к воздержанию от дачи и вымоганию взяток в рамках проходимой декады коррупцию не искоренить. Еще труднее поверить, что власти не знают, кто сколько берет и кто кому предлагает. Выяснить это, якобы, и поможет вышеозначенный проводимый опрос предпринимателей.

Проблема в том, что ни один предприниматель, даже на условиях анонимности на станет раскрывать своих налаженных связей в администрации. Ведь взятка — это, по сути, и есть самый мощный и действенный инструмент налаживания неформальных связей, позволяющий бизнесмену купить у чиновника нужное решение быстрее, проще, а зачастую даже и дешевле, нежели следовать официальным порядком. Насколько этот официальный порядок проигрывает по сравнению с неофициальным, прекрасно показывает сухая статистика. Ежегодно россияне тратят на взятки 33 млрд долларов. Из них 500 млн расходуются на поступление в вузы, 368 млн уходит в карманы сотрудников ГИБДД и 274 млн долларов — на подкуп судей. Даже непонятно, корректно ли говорить о коррупции, как о национальной катастрофе, если она цветет пышным цветом, к обоюдной выгоде обеих сторон — взяткодателей и взяткополучателей.

Две коррупции

На самом деле, коррупция — это, конечно, плохо, и все здравомыслящие люди это прекрасно понимают. И с коррупцией надо бороться. Однако прежде чем начинать борьбу, следует уяснить принципиальную вещь — коррупция неоднородна. По большому счету, существуют две разновидности коррупции. Кто-то достаточно метко определил их как «пещерную» и «беловоротничковую». Первая существовала испокон веку, и привычно определяется как плата за оказание неправомочных (неформальных) услуг или, напротив, за несовершение каких-либо полагающихся по закону деяний. Дать взятку члену приемной комиссии, дабы определить любимое чадо в элитный ВУЗ, — это плата за оказание неправомочной услуги. Дать взятку гаишнику, дабы тот не выписывал штраф, — это плата за его отказ от совершения правомочных и законных деяний. Так в сфере бытовой, так же и в сфере экономической, хотя суммы, конечно же, различаются на порядок. Дать взятку главе района за выделение участка под застройку — плата за оказание неправомочной услуги (если выделение действительно незаконно). Дать взятку налоговому инспектору за молчание — плата за его отказ от законодательно необходимых действий. И в том, и в другом случае, по большому счету, довольны обе стороны, и потому подобная коррупция особенно трудноискоренима — нужны желающие ее искоренять, а их-то, как правило, и нет.

Вторая разновидность коррупции — «беловоротничковая» — в России зародилась сравнительно недавно, но уже оказалась на порядок страшнее и циничнее привычной «пещерной». Суть ее заключается в том, что представители власти не оказывают дополнительные услуги за отдельную плату, а, используя принятые ими же самими законодательные нормы и административный ресурс, покушаются на собственность граждан — как физических, так и юридических лиц.

Собственно говоря, подобные деяния во всем мире называются одинаково — разбоем и грабежом. И во всем мире государство борется с этим явлением, ибо, собственно, для этого оно и существует. Но в сегодняшней России государство или, по крайней мере, значительная часть его представителей как раз подобным грабежом и занимается. Либо в виде изъятия части прибыли у предпринимателей (и не в качестве платы за оказание каких-то услуг, а просто за сам факт своего существования), либо и вовсе в виде отъема собственности. Способов данного отъема великое множество, включая и самое обычное рейдерство, ибо ежику понятно, что ни один рейдер не действует без наличия определенных связей в администрации, правоохранительных структурах и судебной системе. Наиболее распространенным видом отъема собственности «по закону» является принудительное банкротство. Искусственно создается ситуация временной задержки выплаты займа, затем следует обращение в суд, признание предприятия «банкротом» и его распродажа заинтересованным участникам грабежа.

Подобная разновидность мутировавшей коррупции — это именно грабеж, отличающийся от обычного, уличного, лишь двумя особенностями: он осуществляется представителями власти и производится по закону! Вот в чем весь ужас! Используя свои законодательные возможности и влияние на суд, власти любого уровня могут конфисковать у вас собственность, представляющую для них какой-либо интерес. Участь ЮКОСа это наглядно доказала, а ведь это далеко не единственный случай. Передел собственности тихой сапой идет по стране, и никакая «Декада без взятки» ей не помеха. Именно «беловоротничковая» коррупция сейчас в наибольшей степени угрожает России, не говоря уже про ее экономический рост.

Что делать?

Раз «беловоротничковая» коррупция сейчас наиболее опасна, то именно с ней и стоит бороться. Как? Первое решение лежит на поверхности, и, собственно, давно уже предлагается всеми заинтересованными лицами. Необходимо пересмотреть все существующее законодательство с целью исключить любую возможность произвольного решения чиновника. Там, где у чиновника есть возможность принять решение по своему усмотрению, всегда найдется место для произвола и коррупции. Алгоритм принятия решения должен быть жестким и однозначным, не допускающим возможности произвольного толкования закона. Сверх того, принятие решения должно быть публичным, а это уже неизбежно подталкивает нас к установке камер во всех административных и публичных учреждениях. Недавно, кстати, эту идею высказал министр экономического развития Герман Греф. И все решения, которые нельзя подтвердить соответствующей съемкой, нужно объявлять незаконными.

Давно уже предлагается обязать чиновников декларировать свое имущество и доходы. Госслужащие класса А это уже делают, но необходимо законодательно обязать ежегодно декларировать свои доходы всех чиновников и всех членов их семей. Естественно, сделав эту информацию доступной широкой публике. Ну и, сакраментальное — независимый суд. Это непременное условие любой борьбы с коррупцией, и хоть какая-то гарантия от ее распространения. Именно это, а не различные, безнадежные и бесполезные, «декады».