№6 (34), 09.05.2007

Общество

Дом Цылбова уничтожен

Мы уже рассказывали в прошлых номерах о ситуации, сложившейся вокруг памятника архитектуры областного значения — дома купца А.И. Цылбова на улице Новой. Несмотря на то, что происходящее подробно освещалось и в нашей газете, и в нескольких других нижегородских СМИ, 7 мая памятник был уничтожен. Мы предоставляем слово активистам организации «Другая Россия», которые пытались организовать спасение памятника.

 

Наши ежедневные вечерние прогулки по улице Новой начались 30-го апреля, когда активисты «Другой России» заступили на дежурство возле уникального памятника нижегородской архитектуры — дома купца Цылбова. Уже через несколько дней, мы улыбались своему новому знакомому, завидев его фронтоны и опустевшие оконные глазницы, уговаривая его, как родного: «Потерпи еще чуточку, все исправится».

 

После возбуждения уголовного дела по факту разрушения памятника, возникло ощущение: теперь ломать дом они не посмеют. Отступятся.

 

К тому же, по причине неуместного рвения органов правопорядка, активистов «Другой России», дежуривших около дома, время от времени отгоняли сотрудники УБОПа, вперемешку с обычными милиционерами. Что за дело до какой-то там «архитектуры эпохи модерна»…

Было решено свести все к утренним и вечерним прогулкам. Через форумы и livejournal нижегородцы были призваны к бдительности, появилась надежда на контроль ситуации со стороны граждан.

Кроме того, рассказав жителям соседней с домом Цылбова четырехэтажки о вандалах-чиновниках и о недобросовестном застройщике — фирме «Недвижимость НН», мы оставили свои контактные телефоны всем, проникшимся ситуацией. Люди обещали звонить. И обещание не сдержали.

…К вечеру 7-го мая о кипевшей работе говорили лишь руины на месте бывшего памятника архитектуры, масляные разводы из-под ждавших очереди на погрузку МАЗов да следы их протекторов. «Строители» явно торопились, прекрасно зная, что именно они ломали.

 

Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Преамбула

«Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации».

 

До этого активистам «Другой России» дважды приходилось разгонять «строителей» в ожидании вызванного наряда милиции. Первый раз еще 9-го января. Уже тогда возник резонный вопрос: где был в это время районный прокурор, из рабочего кабинета которого прекрасно видно место совершения правонарушения. Наверное, он в очередной раз выписывал предостережения «о недопустимости экстремистских действий» зарвавшимся «оппозиционерам».

 

Самое противное, что теперь нам самим приходиться оправдываться за милицию и за чиновников. Оправдываться за то, что взяли на себя функции охранителей и не справились с ними. Не так все это должно быть в стране «победившей демократии», ой не так. Кипы заявлений, написанных в различные инстанции активистами «Другой России», были перечеркнуты одной бумажкой за подписью начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Виктора Колесникова с преступным вердиктом: «Ломать можно».

Перечислять все нормы законодательства, которые были попраны чиновниками, застройщиками и правоохранителями в ходе варварского разрушения дома Цылбова, не имеет смысла. Для этого перечня не хватит и газетного разворота, да и не газетный это жанр.

Самое важное — совершено уголовное преступление. Оно совершалось открыто, цинично, под окнами районной прокуратуры и при откровенном попустительстве органов милиции. Раз за разом преступники возвращались к своей жертве, чтобы добить ее уже наверняка. Но блюстители правопорядка так и не решились взять рецидивистов под стражу. Очевидно, вандалы были уверены в своей безнаказанности. И преступное бездействие тех, кто должен стоять на страже закона, только укрепляло их в этой уверенности. Понесут ли те и другие ответственность? Это тест не только для власти. Для всех нас — нижегородцев.

…Уже обнародован Городской Думой список зданий, подлежащих уничтожению, в который без стеснения внесены восемнадцать «статусных» памятников архитектуры. И не меньшее количество домов, которые обладают всеми признаками объектов культурного наследия.

Станислав Дмитриевский