№7 (36), 17.05.2007

Политика

Кто есть кто: народный взгляд

Итоги соцопроса поставили все точки над i

В самое ближайшее время граждане России станут избирателями, и все вместе мы превратимся в большую и разнородную мишень в политическом тире. Другими словами, до того, как начнем выбирать мы, выберут нас. И будут методично пробовать на привычно-любимом электорате новые технологии, идеологии и лозунги. А для начала нам устроили профилактический осмотр.

Результаты опроса центра «Социо-Пеленг»
и его директора Гапеенкова получились
очень позитивными. Для власти

-Независимое информационное агентство «Нижний Новгород» (www.niann.ru) опубликовало результаты апрельского анкетного опроса жителей Нижнего Новгорода, «направленого на изучение их социально-политических предпочтений». Изучал предпочтения социологический центр «Социо-Пеленг» под руководством директора Гапеенкова Ю. С. Из «Введения» узнаем, что репрезентативность есть: схема случайной бесповторной выборки, погрешность не превышает 2,5%, респондентов — 2000 человек от 18 и старше. Выясняли, кого «предпочитают» из партий, органов местного самоуправления и региональных лидеров, а результаты сопоставили с цифрами за ноябрь 2006 года (тогда проводили аналогичное исследование). Картинка нарисовалась весьма интересная.

 

Партии

Из пяти партий (плюс кандидат «против всех» и символическая «иная партия»), которые дружный коллектив центра под руководством директора Гапеенкова Ю. С. посчитал нужным включить в список, две «российские» ноги — «единая» и «справедливая» — вместе набирают 39% голосов, причем в соотношении 29 к 10 соответственно. Немного разные ноги, но, вполне возможно, они еще выправятся и сравняются.

Коммунистов поддерживают 12%, а ЛДПР — 5%. СПС, несмотря ни на что, пойдут поддержать 4 процента опрошенных.

Что интересно, с ноября изменились только две цифры: сторонников «Союза правых сил» стало на один процент больше, а нигилистов, которые «против всех», — на 4 процента меньше. Так что ни масштабные съезды «ЕР», ни неожиданно-левые программы и чехарда с поиском «харизматического» лидера в региональных рядах нью-эсеров пока никак не повлияли на политические предпочтения нижегородцев.

Зато стало меньше тех, кто на вопрос «поддерживаете ли вы?», заявил свое «нет» (в таблице это называется «уровень отторжения» партий), — в среднем число таких скептиков убавилось на 6–8 процентов у каждого участника списка.

А вот среди тех, кто не пойдет голосовать, тишь да гладь — двухпроцентное колебание здесь значения не имеет. Почти четверть нижегородцев не хочет ставить галочки или перечеркивать бюллетени: они ни за, ни против. И в того, кто их будет упрекать за «негражданственность», можно смело бросить камень. Они глубоководные рыбы — им все равно. Биться головой об лед или восторгаться тем, что он их защищает от рыбаков и сквозь него так красиво преломляются лучи солнца, — не их метод.

Органы власти

 

После просмотра графы опроса о «предпочтениях» нижегородцев в системе региональной власти создается ощущение, что работать местные чиновники стали лучше, и люди их, как ни странно, уважают. Просто поразительно! Всегда считалось, что россияне склонны, как минимум недооценивать, как норма — ругать региональную власть, потому что работа на местах всегда очевиднее с точки зрения результатов. Однако все не так грустно.

 

Городская администрация вышла на первое место по народному одобрению: 60 процентов респондентов оценили работу Булавинова сотоварищи положительно.

Губернатор с областным правительством на почетном втором с отставанием в три процента.

Тройку лидеров замыкают районные администрации с большим отрывом — их похвалили только 33 процента, но это на фоне шестипроцентного роста по сравнению с ноябрьскими цифрами.

Замыкают пятерку ОЗС с 32% (рост +8%) и гордума с 27% (рост +9). При этом одобряют последних троих примерно столько же потенциальных избирателей, сколько и не одобряют, но последних стало меньше. Кстати, по отношению к городской администрации недовольных стало на 7 процентов меньше.

Теперь легитимность губернатора и мэра на треть замешана на народном порицании и на две трети — на народной любви. «Затрудняется» только четверть опрошенных. Наверное, по привычке.

Областной и городской парламенты, конечно, укрепляют позиции, но роль этих структур все же оценивается неизмеримо ниже персонифицированных мэрской и губернаторской. Хотя почти 10% роста доверия общества — это серьезный шаг, который как минимум оправдывает механизмы выборности: похоже, мы научились ценить роль тех немногих органов власти, которых мы пока еще выбираем.

Руководители

Пять имен — Булавинов, Шанцев, отец Георгий, Люлин и Карнилин. Прорыв — плюс 14% (с ноября) доверия Ивану Карнилину. Позиции отца Георгия практически не меняются (правда, стало меньше недоверчивых — на 4 процента). Как, впрочем, и Люлина. Но, видимо, объявление о грядущей отставке с поста председателя заксобрания сделало его публичнее, а положительная оценка его деятельности, изливавшаяся из разного рода СМИ, дала четырехпроцентный рост доверия.

Вадиму Евгеньевичу Булавинову доверяют 62 процента, и это на 7 пунктов больше, чем в ноябре. Валерий Павлинович тоже вызывает у сограждан теплые чувства — на 59 процентов (+5 за последние полгода).

И вот что интересно. В оценке деятельности региональной власти институт губернаторства в иерархии предпочтений нижегородцев стоит на втором месте после мэра и горадминистрации. Причем по сравнению с ноябрьскими цифрами разрыв увеличился — тогда это был один процент по обоим показателям, сегодня — три процента. И это на фоне масштабных программ, издревле любимой тактики «жесткой руки» и появления бюджетного профицита. Видимо, все-таки придется Валерию Павлиновичу разглядеть региональную элиту. Итоги опроса говорят со всей очевидностью: не по нраву нижегородцам отношение «варяга» к местным боярам. Не учел не в меру самодержавный губернатор местячкового патриотизма.

Эмилия Новрузова