№8 (38), 25.05.2007
Политика
Владислав ЕГОРОВ: «Губернатор рассматривает ОЗС как помеху»
Законодательные откровения депутата-оппозиционера
Уход Евгения Люлина с поста главы Заксобрания и эпопея с голосованием по ФОКам стала поводом для рассуждений о роли регионального парламента во властной вертикали. Напомним, что на апрельском заседании вопрос о значительном дофинансировании физкультурно-оздоровительных комплексов вызвал доселе невиданные бодрые дискуссии среди депутатов. Рассуждения о первом бунте Законодательного собрания против губернатора стихли после повторного заседания, когда было принято «единое» решение. Гул оппозиционной многоголосицы стих, и остался только один сольный мотив — исполненный фракцией КПРФ, так и не сдавшей своих прежних позиций по ФОКам.
Как распределяются полномочия в структуре органов нижегородского самоуправления? Является ли региональный парламент реальной политической силой? Каково быть оппозиционером? Об этом в интервью секретаря комитета НРО КПРФ, председателя комиссии по регламенту и депутатской этике Законодательного собрания области Владислава ЕГОРОВА.
О Законодательном собрании
— На ваш взгляд, во властной иерархии институт губернаторства должен стоять на верхней ступени? Каким вообще должно быть соотношение властных полномочий органов местного самоуправления?
— В Конституции записан принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть должна создавать законодательное поле деятельности, за рамки которого исполнительная власть не вправе выходить, и контролировать исполнение законов должностными лицами исполнительной власти. У нас сегодня все происходит наоборот. Губернатор рассматривает Законодательное собрание как помеху, как фактор, мешающий реализовывать поставленные им задачи. О том, что ОЗС — представительный орган, который, в отличие от губернатора, избран всем населением области, что в заксобрании представлен весь спектр мнений и интересов жителей региона и с этими разнообразными интересами необходимо считаться, — губернатор задумываться не склонен… Безусловно, Валерий Шанцев — это чиновник высокого ранга. Будучи вторым лицом в Москве, он привык использовать командные механизмы управления, направляя огромные ресурсы на решение конкретных проблем мегаполиса. Но Нижегородская область — не Москва, в которой сосредоточено 80% финансов страны. Наш регион — это огромная территория, отличающаяся большим разнообразием и, к сожалению, очень низким уровнем жизни граждан. Проблемы Москвы с ее финансовыми возможностями для большинства жителей сельских районов и малых городов нашей области порой не просто неактуальны, но и непонятны. Для России за пределами МКАД главные темы по-прежнему — нищета пенсионеров, бедность бюджетной сферы, лекарственный дефицит, недоступность образования и так далее. Эти проблемы необходимо решать в первую очередь.
— На ваш взгляд, уход Евгения Люлина с поста председателя ЗС был обусловлен тем, что его не устраивало место в нынешней иерархии власти?
— Люлину — не как персоне, а как председателю Законодательного собрания — вообще не было уготовано в ней никакого места. Для нынешней исполнительной власти власть законодательная не власть, а помеха. Но это обстоятельство, безусловно, было усилено тем, что Люлин — недавний реальный претендент на губернаторское кресло и руководитель регионального отделения партии власти.
— А как вы оцениваете кандидатуру Виктора Лунина?
— Не хотелось бы переходить на личности… Можно отметить пока лишь то, что Виктор Лунин — фигура, не «засветившаяся» в политических процессах. Это финансист и экономист, обладающий опытом управленческой деятельности высокого уровня.
О региональных элитах
— Можно ли говорить о кадровой экспансии и вытеснении нижегородских политиков из сферы реального политического влияния?
— Это можно называть как угодно — кадровой экспансией, вытеснением или как-то иначе — но это действительно происходит.
— Как вы относитесь к вызвавшему немалые споры утверждению заместителя губернатора Сергея Потапова об отсутствии нижегородских элит?
— Мне совершенно непонятна эта формулировка. Что такое элита в разговоре о чиновниках? Чиновник — это наемный работник, менеджер, человек, которого нанимает общество для решения управленческих и хозяйственных задач. Понятие «элита» изначально предполагает некую привилегированность, «аристократизм». Слов нет, бюрократия в последнее время в области расцвела буйным цветом. Приходится строить в Кремле новый Дом Правительства. И привилегий себе чиновники напридумывали немало. Но я надеюсь, не об этой «элитарности» говорил уважаемый вице-губернатор. Для меня понятнее бы звучало определение «качественная бюрократия». Это чиновники (включая губернатора), которые эффективно и быстро решают вопросы экономического, социального, финансового и прочих аспектов развития региона. С этим, действительно, пока в области сложно…
— А кого вы можете назвать региональным лидером — не по должности, но харизме и отношению общества и власти?
— Сегодня произошла консолидация всех уровней и ветвей власти с крупным (даже федеральных масштабов) бизнесом, в интересах которого и принимается большая часть государственных решений. Общество, граждане оказались отчужденными от власти, — они не могут не только контролировать властные структуры, но даже пробиться со своими насущными бедами и проблемами к какому-нибудь чиновнику. В этих условиях реальные политические лидеры (а не пресловутая «элита») выявляются в борьбе за права и интересы простых людей вокруг конкретных проблем их жизни: идет ли речь об объединении жителей многоквартирных домов, вынужденных сплачиваться перед лицом уродливого Жилищного кодекса, или о гражданах, создающих комитет защиты парка «Дубки» в Ленинском районе Нижнего… Бездушие чиновников порождает разные формы самоорганизации граждан. Здесь выковываются сегодня лидеры общественного мнения. И я думаю, — за ними будущее.
О ФОКах
— Скажите, а часто ли в Законодательном собрании возникают ситуации, когда некая оппозиционная точка зрения консолидирует вокруг себя депутатов, не являющихся членами партии власти?
— К сожалению, нет. На комитетах может быть полемика, даже горячая, эмоциональная, но проводится встреча фракции «Единая Россия», на которой присутствует губернатор, и на заседании Заксобрания любая инициатива исполнительной власти утверждается депутатами без вопросов и обсуждения.
— Многие нижегородские СМИ, и наша газета в том числе, увидели в ситуации, которая возникла в ходе обсуждения вопроса выделения дополнительного финансирования строительства ФОКов первый случай, когда Заксобрание пошло на конфронтацию с позицией губернатора. Бывали ли другие прецеденты, когда продавливание законопроектов через заксобрание проходило с проблемами и в жестоких дискуссиях?
— Обсуждение проблемы ФОКов проходило в несколько нестандартных условиях. Дело в том, что вопрос был внесен в повестку дня апрельского заседания накануне вечером. То есть у депутатов совсем не было времени на подготовку — анализ информации и принятие взвешенного ответственного решения. Расчет был на то, что правительственный проект закона примут и так. К началу обсуждения даже у «единороссов» присутствовала растерянность. И здесь свою роль, безусловно, сыграло и отсутствие губернатора, и то, что «единороссы» просто не успели собрать по этому вопросу фракцию. Несмотря на непредусмотренное регламентом повторное голосование, 400 млн. руб. бюджетных денег на дополнительное финансирование строительства ФОКов не было выделено. Честно говоря, меня вся эта ситуация больше расстроила, чем порадовала. Разница ведь была всего в один голос: получается, что депутатам можно вот так за несколько часов до заседания «дать вводную» и, ничего не объясняя, получить уже целый миллиард (2% от всего областного бюджета) на проект, который еще несколько месяцев назад то же правительство обязалось осуществить за сумму вдвое меньшую. Прошло несколько дней, Шанцев побывал на фракции «ЕР» и в пожарном порядке было собрано внеочередное заседание Собрания, на котором секира партийного большинства «единороссов», подкрепленная присутствием Шанцева, была запущена в полную силу: деньги выделили. А стоило коммунистам задать губернатору вопросы, как тот обрушился на фракцию КПРФ с обвинениями в «деструктивности». Мне кажется, что подобное поведение высшего должностного лица области недопустимо. Депутаты имеют право и на свое мнение, и на критику действий правительства, если считают их нерациональными, неверными.
— А чем, собственно, плохи ФОКи?
— Я за развитие детского спорта. Но социальные проблемы нужно решать комплексно и учитывать приоритетность того или иного проекта. Нельзя тратить огромные средства на мегапроекты в сотни миллионов рублей в районе с численностью жителей 8–9 тысяч, для которого нерешенными остаются социальные вопросы первой необходимости: развала сельского хозяйства, крохотных зарплат, заброшенности больниц и школ… В конце концов, чтобы иметь возможность активно заниматься спортом, дети должны сначала полноценно питаться, жить в нормальных условиях, иметь возможность качественного медобслуживания и отдыха в летний период… В первую очередь на эти конкретные нужды необходимо направлять дополнительные доходы бюджета. На возведение 47 ФОКов до 2010 года будет затрачено 10 миллиардов рублей плюс миллиард ежегодно — на их содержание. А потом правительство будет говорить об отсутствии денег на помощь малоимущим и прочие социальные расходы.
О выборах
— Вскоре начнется предвыборная кампания. Каким вам видится текущий расклад политических сил?
— Мы получим две партии власти. В Нижегородской области вообще сложилась традиция, когда губернатор представляет одну партию власти, а его заместитель — другую, которая сначала позиционирует себя как оппозиционная, а после выборной кампании благополучно вливается в правящие ряды. Сегодня мы имеем такую же ситуацию. Губернатор возглавит на выборах список «Единой России», а лидер НРО «Справедливая Россия» Александр Подлесов — это назначенный тем же губернатором его представитель в Совете Федерации. Ситуация абсолютно очевидная и изображать борьбу между «ЕР» и «СР» можно только рассчитывая на совсем уж простака-избирателя. Если говорить о либералах, то, на мой взгляд, им не удастся получить на выборах что-то приличное.
Эмилия Новрузова