№9 (40), 01.06.2007

Политика

А кто в Нижнем всех главней?

Отставка Евгения Люлина с поста председателя областного законодательного собрания обсуждалась в нижегородских СМИ главным образом в свете того, насколько эффективно он сотрудничал с губернатором Валерием Шанцевым и что конкретно принесла области его пятилетняя работа во главе ОЗС. Несмотря на важность обмена мнениями на эти темы, уход спикера выявляет одну проблему, которая выходит за границы как уяснения отношений двух должностных лиц, так и подведения итогов деятельности одного из них.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется:
место губернатора в иерархии власти определено ее структурой

Эта проблема состоит в том, какое место занимает председатель ОЗС в иерархии власти в Нижегородской области и какова его роль в местной общественно-политической жизни. Поводом для ее постановки можно считать слова самого Люлина, сказанные в одном из его интервью: «Если губернатор является первым лицом области, то председатель законодательного собрания — это ее второе лицо». Что касается оценки важности главы области, то с нею трудно не согласиться. Но вывод о том, что вторым по значимости лицом является глава ОЗС, вызывает определенные сомнения.

Если обратиться к истории Нижегородской области с 1991 года, когда была восстановлена должность губернатора, председатель областного собрания (до 1994 г. — областного совета) никогда не играл у нас такой роли во власти, чтобы его можно было назвать «человек № 2». Несмотря на то что он стоял на официальных мероприятиях рядом с губернатором и его подпись на документах была напротив губернаторской, по своим полномочиям и реальному влиянию он находился ниже первого вице-губернатора или мэра Нижнего Новгорода.

Так, последний председатель Нижегородского областного совета народных депутатов Евгений Крестьянинов, хотя и называл себя порой «фигурой федерального масштаба», руководил только депутатским корпусом, пока мог его контролировать. Стоило ему вступить в борьбу за должность мэра Нижнего Новгорода с главой города Дмитрием Бедняковым, как его влияние начало падать. Одной из причин его падения стало понимание избирателями того, что глава города все-таки оказывает реальное воздействие на их жизнь, тогда как председатель депутатского корпуса может, самое большее, скупить телеэфирное время, чтобы заявить о снятии своей кандидатуры с выборов. А в это время за их борьбой наблюдал вице-губернатор Иван Скляров, который ждал своего часа и его дождался.

Следующее испытание должность председателя ОЗС прошла весной и летом 1997 года, когда Борис Немцов уехал в Москву «за ловлей счастья и чинов», а в области состоялись досрочные губернаторские выборы. Право пойти на выборы от «партии власти» оспаривали два кандидата: мэр Нижнего Новгорода Скляров и вице-губернатор области, ставший на короткое время и.о. губернатора, Юрий Лебедев. Хотя сам Немцов хотел передать бразды правления Лебедеву, предвыборный кастинг выиграл Скляров, имевший большую, чем его конкурент, поддержку глав районных администраций. А чем в это время проявил себя Анатолий Козерадский, сменивший Крестьянинова на посту главы областного депутатского корпуса? Он запомнился, пожалуй, только призывами ко всем сторонам конфликта сохранять стабильность во власти, то есть не выносить сор из избы. Как показало грядущее, это были мудрые слова, которые, однако, не выделяли его из хора советующих как сделать так, чтобы всем было лучше.

Точно такое же минимальное влияние на политический процесс оказал председатель ОЗС Козерадский в 2001 году, когда Геннадий Ходырев на выборах губернатора взял реванш у Склярова. Активную роль в области уже играл полпред президента Сергей Кириенко, который отвечал перед Администрацией президента за продвижение во власть Склярова и Вадима Булавинова, и, наоборот, против прохождения Андрея Климентьева и коммуниста Ходырева. В результате Ходырева пришлось объявлять «системным кандидатом», Склярова — провожать на пенсию, а Москве говорить, что в Нижнем Новгороде была одержана победа над криминалом. Нетрудно догадаться, что во всех этих событиях депутатский корпус со спикером во главе играл пассивную роль.

Может быть, все изменилось, когда в 2002 году ОЗС возглавил Евгений Люлин? На деле изменилось направление деятельности спикера, но не его реальное влияние. Главной задачей нового председателя стало создание депутатской оппозиции губернатору Ходыреву и его администрации. Все нити этой политики держал в своих руках, разумеется, не Люлин, а полпред Кириенко, который не простил Ходыреву его победы на выборах. Интрига состояла в том, чтобы действиями Люлина и депутатов показать президенту невозможность пребывания Ходырева во главе области и заменить его другим лицом, подконтрольным полпреду. Вряд ли в качестве такого лица рассматривался председатель ОЗС (скорее, это был Вадим Воробьев). Люлину же, несмотря на кампанию по раскрутке его персоны, отводилась роль полицейского, который должен вывести губернатора из Белого дома. Когда столице надоели провинциальные страсти вокруг губернаторской власти, в Нижегородскую область был назначен Валерий Шанцев, положивший конец этим «феодальным безобразиям».

И вот Евгений Люлин, сделавший свое дело, но не пожавший его плоды, уходит. А на его место придет другой человек, лишенный иллюзий, будто председатель ОЗС — это второе лицо в области, самостоятельный политик, который при случае может стать губернатором. Это будет не столько председатель, сколько спикер, то есть «говорун» — призванный, прежде всего, убеждать депутатов принять бюджет и поддержать решения губернатора и правительства. А значит, председатель ОЗС будет играть при губернаторе примерно ту же роль, какую играет при президенте России председатель Госдумы.

Что же будет дальше? Об этом нетрудно догадаться, если вспомнить биллборды «Единой России» на улицах Нижнего накануне выборов в ОЗС в 2006 году. Сначала на них были представлены единой командой три первых номера в партийном списке: Шанцев, Люлин, Булавинов. А затем, за неделю до выборов, их сменили другие биллборды, на которых был изображен только Валерий Шанцев. Так что уходом Люлина дело не кончится.