№9 (40), 01.06.2007

Политика

Теневое правительство Нижегородской области

Их нет в рейтингах влиятельности

Один из критериев того, что в исполнительной власти все нормально, — это кадровая стабильность. Понятно, что в правительство нужен приток свежей крови, но если меньше, чем за два года меняется больше половины заместителей губернатора и министров, то это настораживает. В чем же причина элементов кадровой чехарды в правительстве Валерия Шанцева и почему, например, депутатам законодательного собрания нет до нее никакого дела?

Седов  Суворов
Над министрами Седовым
и Суворовым навис дамоклов
меч шанцевских рокировок

Законодательное собрание Нижегородской области созыва 2002 года атаковало губернатора Геннадия Ходырева именно из-за кадровой чехарды. Только в последнем году губернаторства Ходырева они заговорили о недостаточных темпах развития Нижегородской области. ЗС НО, исходя из того, что губернатору работать с тем или иным министром, неизменно согласовывало все вносимые кандидатуры. Иногда согласование происходило со второй попытки, чтобы показать главе региона, что депутаты крайне недовольны кадровой политикой. Особенно ЗС НО возмущалось, когда одна и та же позиция сменялась дважды и более за два-три года — например, министр здравоохранения. Дело дошло до того, что депутаты попытались внести такие поправки в Закон о правительстве Нижегородской области, которые позволяли согласовывать практически всех министров областного правительства. Губернатор отразил эту атаку только в Конституционном суде. Однако депутаты ЗС НО продолжали говорить о том, что правительство плохое и слабое — там слишком много замен.

В шанцевском правительстве замен не меньше, чем в ходыревском. Причем у губернатора менялась даже концепция комплектования. Изначально он говорил о том, что правительство будет формироваться из нижегородцев. Последние отставки заместителя губернатора по ЖКХ и строительству Валерия Лимаренко и министра финансов Владимира Синицина превысили некоторый критический уровень. И надо задуматься, что происходит, почему же из команды, в которой якобы так хорошо работать, побежали не последние профессионалы?

Из звездной команды заместителей губернатора (Виктор Клочай, Владимир Иванов, Геннадий Суворов, Александр Цапин, Валерий Лимаренко, Леонид Белов) в строю осталась ровно половина. Ушли также министр имущественно-земельных отношений, министр развития предпринимательства, директор департамента охраны окружающей среды и начальник управления объектов культурного наследия, директор департамента лесного хозяйства (все руководители блока, который курирует заместитель губернатора Ирина Живихина). Отставлены министр топливно-энергетического комплекса, министр жилищно-коммунального хозяйства, министр промышленности и инноваций, министр социальной защиты, министр инвестиционной политики, теперь еще и министр финансов… Говорят, что собирается в отставку и министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Леонид Седов. Неустойчивое положение и у заместителя губернатора по социальной политике Геннадия Суворова. Значительно меньше список тех заместителей губернатора, министров, директоров департаментов, которые сохранились на своих постах с осени 2005 года. Надо, однако, отдать должное Валерию Шанцеву, дважды на одной и той же позиции у него замен не было. А Законодательное собрание как будто не замечает рокировочек губернатора.

Хотя, на самом деле, замены на уровне министров, директоров департаментов — это «цветочки». На уровне заместителей министров замен десятки. Они мелькают так, что их не успевают запомнить не только в областном парламенте, но и в аппарате правительства.

Дело в том, что правительство существует для депутатов законодательного собрания, для СМИ, для общественности. В реальности в принятии решений большая часть министров участвует лишь косвенно, визируя те или иные документы. Реальное влияние на принятие решений оказывают люди, которых почти никто не знает. Они не входят ни в какие рейтинги влиятельности. Это советники губернатора и начальники управлений, которые не светятся в СМИ, работая только на Валерия Павлиновича. Фактически, есть легальное правительство Нижегородской области, которое выполняет поручения губернатора, и теневое правительство, которое эти решения готовит и формулирует. Теневое намного влиятельнее легального. Поэтому перемены в легальном правительстве большого значения не имеют.

Итак, при Ходыреве областью руководили министры, которых мы не выбирали (заксобрание только хотело этого), при Шанцеве областью руководят люди, которых мы даже не знаем (в том числе и региональный парламент).

Виктор Деменев