№1 (1), 10.01.2008

Политика

Новая конфигурация

В новогодние и рождественские дни почему-то хочется, чтобы время прогнозов — реалистичных, прагматичных, преувеличенно мрачных и намеренно удручающих, а также бодряческих, немотивированно оптимистичных, льстивых — сошло уже, наконец, на нет. Отчего-то хочется наивного, чудесного, невозможного. Например, чтобы люди всей Земли одновременно застыли бы и всей душой прослушали прекрасную музыку. Скажем, вторая часть фа-минорного концерта для рояля с оркестром Баха подойдет. И если бы это единовременное прослушивание состоялось, почему-то кажется, что дела на Земле пошли бы не в пример по-другому.

Однако пока такое непонятно почему не случается. Дела на земле продолжают идти своим немузыкальным чередом. Дураки продолжают совершать глупости, гады — гадости, убийцы — убийства, а политики — политику.

Стабильность и гайки

Больше всего люди хотят хорошо жить. Хорошо и стабильно. Стабильность в нашей стране завоевывается кровью и воспринимается как позитив. Другое дело, что со временем стабильность оборачивается стагнацией и начинает тяготить, но сперва эту стабильность жаждут получить и отстоять.

Именно сейчас в России хорошие условия для наступлении стабильности. Правда, одни видят в ней благо, а другие сразу пытаются различить в ней зерна застоя и потому бунтуют.

В России многое зависит от лидера, хоть за тридевять земель, хоть в центре. Поэтому главным событием года будут выборы Дмитрия Медведева президентом России. В том, что это произойдет, нет сомнений ни у кого. Даже у Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского — медведевских конкурентов на выборах.

И вот потом возможны варианты.

Если новый президент неожиданно покажет крутой характер, вместо стабильности нас ожидают новые потрясения. Потрясения могут начаться уже сейчас. Потому что прежде чем стать «хозяином» в России, согласно традиции, крутой мужской характер нужно показать еще до этого: все-таки абы кому народ страну не доверит. У Медведева должен быть повод показать свои «хозяйские» качества. Прежде чем получить трон, герой должен совершить подвиг, тут уж ничего не попишешь.

После выборов региональные элиты будут искать (уже ищут) своих подходы к новому лидеру, а новый лидер будет искать очертания собственной команды. В этой связи весьма вероятно стягивание под стяги нового лидера всех, кто мало-мальски был ему близок, – и из нынешних нижегородцев таковым сразу оказывается президентский полпред Александр Коновалов. Мы уже писали, что вероятным будет его переезд в Москву с повышением. А в Нижегородской области разгорится новый этап борьбы за влияние: группы будут продвигать в полпреды своего человека, и не факт, что победит кандидат от Валерия Шанцева. Шанцев и сам еще не выстроил своих отношений с Медведевым, и у Медведева могут быть свои взгляды на сдержки и противовесы, на аппаратные игры и вертикаль власти.

Если Медведев окажется сильным президентом, закручивание гаек продолжится. Если вдруг окажется слабым — лихорадить будет еще больше, потому что слабые люди у власти от испуга закручивают гайки гораздо поспешнее и сильнее.

Кадры и плоды

Отчего-то принято думать, что в будущем Валерий Шанцев будет продолжать укреплять собственную власть в Нижегородском регионе, — якобы, в этом и состоит главный смысл власти нашего губернатора, удачно укладывающийся в концепцию укрепления вертикали власти.

Действительно, пока Валерий Шанцев успешнее всего занимался в регионе именно этим, в остальных сферах пока демонстрируя вместо свершений намерения. И сам губернатор неоднократно подчеркивал, как для него важно держать в собственных руках все рычаги и все инструменты: так человеку, не пугающемуся ответственности, спокойнее.

Однако как кажется автору этих строк, может начаться и обратный процесс. Губернатор уже почувствовал полноту власти, теперь у него может возникнуть разумное желание заручиться-таки подлинной поддержкой местных элит, которую вполне можно будет получить, поделившись с ними властью в разумных пределах. По крайней мере, такой процесс вполне может пойти если не в плане функций, которые действительно беспримерно централизуются, то в плане кадров. Есть и еще одна причина последнему: собственный кадровый ресурс Валерия Шанцева продемонстрировал исчерпаемость.

Первой площадкой, на которой Шанцев и местные элиты могут пойти на сближение, на компромисс могут оказаться как раз кадровые вопросы, которые могут возникнуть, когда начнется формирование команды Дмитрия Медведева.

Важнейшие усилия всех региональных лидеров будут сосредоточены на выстраивании отношений с будущим президентом, — если, конечно, губернатор и сам не окажется в кадровом резерве Медведева и вообще обновленной власти. И лидерам еще предстоит сдать экзамен на профессиональную пригодность в лице собственно президентских выборов. Однако регионы имеют совсем недавний опыт проведения таких мероприятий — это выборы в Государственную думу, которые прошли в целом для представителей власти успешно. Главное сегодня — не испытать головокружения от успехов и не расслабиться больше, чем того требует ситуация..

А затем процесс некоторого обновления политической жизни — в связи с формированием в стране новых политических конфигураций — в регионе будет сопровождаться появлением результатов работы Шанцева губернатором: первые из них он обещал как раз к 2008 году.