08-01-17

Общество

Не везёт…

Нижегородцев испортил транспортный вопрос

Большинство населения России — так называемые «рядовые обыватели» — давно утратило интерес к политике (если он вообще когда-то был). А вот в узкой прослойке всевозможных возбуждающихся и политически озабоченных на протяжении нескольких последних лет стала необычайно модной тема «Совок возвращается».

Однако (вот неожиданность!) слышать «Опять как при Совке» мне в последнее время приходилось неоднократно, причем от людей, которые на политических активистов были ну никак не похожи. Эта сентенция изрекалась после сорокаминутного примерно ожидания на остановке (и не на глухой окраине, а где-нибудь, например, на улице Бекетова) и последующих безуспешных попыток влезть в подъехавший наконец, но набитый под завязку автобус. Вот тут-то, особенно на январском морозце у людей сдают нервы, и они начинают поминать «советскую власть».

Действительно, общественный транспорт при поздних, по крайней мере, «Советах» был всеобщей головной болью. Население городов стремительно увеличивалось, и грамотно организовать обслуживание растущих пассажирских потоков не получалось. Работа общественного транспорта стала излюбленной темой карикатур, юморесок и кинокомедий. Помню, в детстве словечко «давка» я воспринимал исключительно в связи с общественным транспортом. «Давка» — это то, что происходило в салоне автобуса.

Еще помню, как уже во время перестройки всевозможные журналисты, демократы и реформаторы с горящими глазами рассказывали нам о работающем, как часы, общественном транспорте «забугорья». Дескать, у них там трамваи строго по расписанию, каждые пятнадцать минут… Кажется, это было одним из аргументов в пользу того, что Софью Власьевну пора похоронить.

Но вот, однако, «советскую власть» похоронили уже очень и очень давно. Уже и население мегаполисов не пребывает, а, напротив, убывает с ужасающей скоростью, а проблему городского транспорта решить все никак не удается. По-прежнему сопоставимое с вечностью ожидание на остановках, по-прежнему давка…

Хотя не так давно, в самом начале двухтысячных, проблема, кажется, если и не была решена, то встала на этот путь. Несмотря на то, что муниципальный транспорт практически вымер. Зато развернулись предприниматели — редкий пример того, как в наших условиях частная инициатива хоть как-то работает на благо общества. Только-только появились на линиях «газели», да и «пазиков» было предостаточно. Конечно, в часы пик они были набиты битком, к тому же водители заимели скверную привычку курить в салоне и громко слушать свой вечный шансон, совершенно не считаясь с удобством пассажиров. Но все это были такие мелочи по сравнению с тем, что транспорт ходил регулярно, с периодичностью в те самые пресловутые десять-пятнадцать минут. Впрочем, и гигантских пробок на дорогах еще не было. Их появление только прогнозировалось, однако решать надвигающуюся отчетливо видимую проблему никто не собирался. Но это тема для отдельного разговора.

Вернемся к общественному транспорту. Власть решила вернуть на улицы города муниципальные автобусы. Сделано это было с немалой помпой: как же, социальные автобусы — проезд на целый рубль дешевле, проездные, большая вместимость! Год назад в официозных отчетах о выпуске на линии «нормальных» муниципальных автобусов можно было прочесть что-нибудь такое: «И вот летом на дороги Нижнего Новгорода вышли новенькие автобусы. Ностальгируя по советским «Икарусам», горожане при виде одновременно приближающихся к остановке муниципального автобуса и частной маршрутки предпочитают первое».

Разумеется, чиновники выдавали желаемое за действительное. Очевидно, что любой человек, если он не одержим манией сверхэкономии, предпочтет, особенно в час пик, неповоротливому муниципальному «холодильнику» «газель». Она и быстрее, и маневреннее, а сэкономленное время зачастую куда дороже сэкономленного рубля…

И вот тут начинают происходить забавные вещи. Я намерено не стал выискивать информацию, пытаться уточнить распределение муниципальных автобусов по городским маршрутам. Тем более, если верить людям, которые этим занимались, распределение это довольно причудливое. Взглянем на ситуацию глазами пассажира, ежедневного потребителя услуг, и попытаемся реконструировать умозаключения, к которым он должен неминуемо придти.

Итак, есть маршрут давно и прочно освоенный частными перевозчиками. Например, Московский вокзал — микрорайон Кузнечиха. Когда-то по этому маршруту ходили автобус номер 26 и автобус-экспресс номер 80, но к началу 2000-х они практически перевелись. Где-то в конце 2006-го – начале 2007-го начинается возрождение маршрута 26. Весной 2007-го на маршруте работает столько автобусов, что они действительно ходят с периодичностью 10-15 минут. Это, в свою очередь, приводит к сокращению работающих на маршруте газелей. Полностью исчезает «пазик» номер 5. Но уже летом количество автобусов резко сокращается. Теперь они ходят с интервалом минут в тридцать. На остановках скапливаются толпы народа, которые бросаются к любому остановившемуся транспортному средству и берут его штурмом. Как я, представитель той самой толпы, ежедневно бьющийся за свое место в автобусе, должен все это воспринимать?

Вполне здравым кажется предположить следующее: муниципалы пытаются оказать давление на предпринимателей. На маршрут кидается почти весь имеющийся в наличии подвижной состав. Автобусы отбирают у предпринимателей клиентуру, те терпят убытки и вынуждены с маршрута уходить. Но как только это происходит, и муниципального транспорта на маршруте оставляется минимальное количество. Я повторюсь: это чистой воды догадки, предположения, может быть, и неверные в корне. Но каких-то иных объяснений не находится.

Остается еще понять: зачем это делается? Казалось бы, рынок пассажирского транспорта сегодня в таком состоянии, что места на нем хватит всем. Работы много. А вот поди ж ты…

Может быть, чиновники пытаются таким образом заставить всех нас пересесть за руль собственных авто? Но это у них вряд ли получится. Уровень доходов населения не позволит.

Кирилл Лодыгин