08-01-31

Экономика

Суперпроекты пошли на взлет

Правительство Нижегородской области последовательно, с некоторой периодичностью вбрасывает в общество информацию о мегапроектах. Только мы отойдем от шока по поводу суперскоростной железной дороги, как нас ввергают в стресс идеей о лучшем аэропорте в России. То ли это чистый пиар, который поддерживает имидж губернатора Валерия Шанцева, то ли власть действительно нацелена на мегапроекты и торопится сообщить об этом нижегородцам.


Либо лучший и ведущий аэропорт — это миф, либо суперскоростная железная дорога — это блеф

24 января заместитель губернатора Александр Крючков заявил о том, что нижегородский аэропорт станет одним из ведущих аэропортов России. Примерно то же самое озвучил и губернатор Валерий Шанцев в августе 2007 года, рассказывая о двухлетии своей работы в регионе. Возможно, что за полгода рабочая группа достигла больших успехов в проекте реконструкции аэропорта, а, может быть, вновь дошла очередь до мегапроекта «Аэропорт», чтобы попиариться в глазах нижегородцев.

Имеет смысл посмотреть на некоторые параметры реконструированного аэропорта. В частности, планируется увеличить пассажиропоток с трёхсот тысяч человек в год до трёх миллионов. Это означает, что и число пассажиров, желающих добираться из Москвы по воздуху должно увеличиться в разы. Но мы же собираемся строить суперскоростную железную дорогу в Москву! Новую пропускную способность нижегородского аэропорта рассчитывают с учетом этой магистрали или нет? Есть ли расчеты по конкуренции этих транспортных линий? Не исключено, что при возможностях очень быстро добираться до Москвы, многие выберут передвижение с пересадкой: до столицы на поезде, а оттуда по всему миру на самолетах. К чему веду? Надо думать либо об одном, либо о другом. Трудно поверить в то, что сотни тысяч нижегородцев будут летать в Москву при наличии скоростного, безопасного и комфортного поезда. Отсюда вывод о лукавстве нижегородского правительства: либо лучший и ведущий аэропорт — это миф, либо суперскоростная железная дорога — это блеф.

Странным является и критерий выбора инвестора — им стал тот, кто быстрее откликнулся. Есть и более четкие критерии отбора инвестора. Тем более что разговоры о реконструкции аэропорта ведутся уже 2,5 года. Можно было и еще некоторое время подождать, но выбрать самого лучшего партнера. Им мог оказаться и не аэропорт «Внуково» (читай — правительство Москвы).

Странно, что в нижегородском правительстве упорно говорят о будущей серьезной прибыльности реконструированного аэропорта. Губернатор Шанцев в августе прошлого года утверждал, что инвестор приобретет 100% акций аэропорта. Мол, пусть хоть все акции окажутся у инвестора, лишь бы он выполнил свою инвестиционную программу. А зачем тогда считать деньги в чужом кармане? Предполагается, что инвестиции составят 12 миллиардов рублей. Реконструкция будет проходить в течение трех лет. Это значит, что инвестор долго будет отбивать вложенные деньги. А тогда возникают большие сомнения в том, что правительство Москвы, включив нижегородский аэропорт в свой стратегический план, реально воплотит инвестиционный проект.

Сомнения в том, что именно этот инвестор займется реконструкцией нижегородского аэропорта подкрепляется и другими аргументами. Нынешнему руководству Москвы не до глобальных экспортных инвестпроектов. Смена мэра Москвы Юрия Лужкова не за горами — она может случиться в любой момент. Это политическая сторона вопроса. Экономическая же состоит в том, что с учетом мобильности воздушного транспорта аэропорт «Внуково» и нижегородский аэропорт слишком близко расположены друг от друга. Это вряд ли вписывается в стратегию первой компании. Позиции чиновников из мэрии Москвы и коммерсантов явно не совпадают.

Все это говорит о том, что по нижегородскому аэропорту до сих пор нет ясных решений из-за амбиций нижегородского правительства. Заявления о том, что процесс находится на серьезной стадии — это хорошая мина при плохой игре. Облправительство пытается выиграть еще какое-то время, дабы скрыть свою некомпетентность в вопросе развития аэропорта. Видимо, нужен более скромный проект, а не попытка сделать лучшее и ведущее в России и Европе.

Вероника Щедрина