08-02-08

Культурный слой

Бренда ЛИЧ: «Россия — мир новых идей»

Она говорит так же, как дирижирует — почти каждое слово сопровождает взмахом или сжатием ладони, выбросом руки. Говоря о любимом русском писателе Достоевском, проводит рукой от гортани к солнечному сплетению: «Hi is very profound!..». И качает головой, будто удивляется, как мог писатель погрузиться в такую глубину.
Но при всей любви к глубокому писателю Достоевскому американка Бренда Лин Лич общительна, открыта и совсем не похожа на дирижера-диктатора. Между тем, она дирижер и в Нижний приехала именно в качестве дирижера, чтобы дать концерт вместе с нашим симфоническим оркестром. А еще она — профессор музыки Вашингтонского университета, и, мне кажется, это самый смешливый и порывистый профессор из всех, кого доводилось видеть. А ее оркестровая программа называлась «Латиноамериканская фиеста». «Музыка огня и страсти», определяет ее Бренда.


Фото Дмитрия МАРКОВА

-Профессия дирижера считается традиционно мужской. Не было ли у вас, особенно в начале вашей карьеры, каких-то конфликтов, противостояния с оркестрантами?

— Вообще-то когда я была совсем молодой, у меня и в мыслях не было стать дирижером оркестра! Я окончила университет, потом консерваторию по классу органа. А получив специальность дирижера (кстати, в России, в Санкт-Петербургской консерватории), стала работать с хором. Женщины в этой профессии — очень распространенное явление в Америке. Женщина-дирижер оркестра — это действительно странно и для Америки, и, наверное, для России. Но на самом деле, я уверена, нет разницы, мужчина ты или женщина. Главное — твои музыкальные идеи. Речь ведь идет о музыке, а не обо мне!

— А почему вы решили учиться на дирижера в России? Что, в Америке нельзя получить эту специальность?

— Да нет, можно, конечно. Когда я десять лет назад впервые приехала в Россию, то уже была профессором музыки. Но в Петербурге я первый раз встретилась с русским оркестром, и для мня это был мир новых идей. Нового отношения к музыке. Более эмоционального. Более глубокого. Я была просто потрясена… В Америке много технологии. А мне захотелось быть внутри именно этой, русской, традиции. Продолжить ее.

— У вас есть кумиры среди русских музыкантов?

— Среди дирижеров — без­условно, Темирканов. Это самый уважаемый и любимый дирижер не только в России, но и в Америке. Среди композиторов самые любимые — Чайковский, Шостакович. Их музыка — это погружение в глубины человеческой души.

— Вы стали открытым человеком благодаря музыке или это просто характер?

— Я думаю, это моя натура!..Но, безусловно, каждый вид искусства делает человека более открытым, более восприимчивым к новым идеям. Искусство и путешествия. Я могу это соединить, исполняя разную музыку в разных странах. Я привожу из разных мест, в которых побывала, камни, чтобы потом делать из них украшения. В Нижнем мне ваша коллега подала идею — собрать по такому же принципу программу: страны, города, музыка. Как драгоценные звенья одного большого путешествия… Мне идея нравится!

Елена Чернова