08-02-08

Политика

Одна палата хорошо, а две — лучше

В российской традиции начинать новую жизнь с понедельника, а еще лучше с нового года. Ход первого заседания Законодательного собрания Нижегородской области в новом 2008 году дал основание некоторым экспертам утверждать, что губернатор Валерий Шанцев взял новый курс в отношениях с региональным парламентом. Так ли это?

Меньше года назад «Новая» в Нижнем» писала о том, может ли прижиться и устояться такая форма публичного взаимодействия двух ветвей одной региональной власти — законодательной и исполнительной — как послание губернатора Законодательному собранию. За последние месяцы произошло многое. Так способны губернаторы на message или нет? Мнения экспертов и обозревателей «НГ» в НН».

Еще в конце 2007 года председатель ЗС НО Виктор Лунин заявил о том, что в работе исполнительной власти с законодательной, по примеру Госдумы, вводится так называемый правительственный час. Теперь Лунин оповестил депутатов о мартовском послании губернатора. Наконец, губернатор, который не является таким уж частым гостем на заседаниях регионального парламента, посетил первое в этом году пленарное заседание ЗС НО и высказался по поводу кандидатуры на пост заместителя спикера Ольги Сысоевой. Неужели работа с Законодательным собранием становится не на словах, а на деле одним из приоритетов первого лица региона? Сразу стоит сказать — такой вывод делать не следует. Это не новый курс в отношении ЗС НО, а новые имитации нового курса. Заксобрание выведено на задворки нижегородской политики, и никто не собирается возвращать его на авансцену. Другое дело, что нужно выходить на какие-то демократические стандарты в работе с законодательной ветвью власти. Это и делается. Разумеется, без изменения сути дела — полного верховенства губернатора и правительства над региональным парламентом.

Для сугубо технического Законодательного собрания, которым оно и является при председателе Викторе Лунине, кадровый вопрос о заместителе председателя является тоже сугубо техническим. А потому для кого-то предметом интриги является факт присутствия или отсутствия губернатора Валерия Шанцева при представлении Ольги Сысоевой. На самом деле кадровые вопросы в ЗС НО даже на уровне комитетов — это прерогатива губернатора, в вовсе не спикера регионального парламента. Присутствие губернатора на заседании Заксобрания и его выступление это подчеркивает. Мало кто знает, что разногласия между экс-председателем ЗС НО Евгением Люлиным и губернатором Валерием Шанцевым обострились при решении кадровых вопросов в парламенте. Все помнят стыки Люлина и Шанцева по кандидатуре Александра Вайнберга на пост заместителя председателя. В тени остался еще один конфликтный вопрос, когда Люлин без высочайшего разрешения не просто принял заявление о сложении полномочий зампреда ЗС НО от Валерия Анисимова, но и сократил число замов с трех до двух. Это вызвало гнев губернатора: чем больше заместителей у спикера, тем шире поле для кадрового маневра у губернатора и тем легче воздействовать на председателя — через его же замов.

При избрании Ольги Сысоевой много говорилось о том, что предложил ей пост зампреда председатель регионального парламента Виктор Лунин. Это правда. Но выбор именно Сысоевой сделал не он, а губернатор. На Лунина логично возложили лишь миссию сделать ей это предложение. Было бы абсурдно, если бы первый разговор с Сысоевой провел, например, заместитель губернатора Сергей Потапов. Впрочем, возможно, что так и было, а Лунин лишь предполагает, что именно он довел до коллеги благую весть.

Губернатор Валерий Шанцев видел и продолжает видеть в Законодательном собрании структурное подразделение своего правительства. Он рассматривает председателя Лунина как дополнительного заместителя, но самого низшего эшелона, а зампреды ЗС НО — это уровень директоров департаментов областного правительства.

В эту шанцевскую логику только на первый взгляд плохо вписывается правительственный час в ЗС НО и послание губернатора. На самом деле это компромисс между Луниным и Шанцевым в пользу губернатора. Лунин гарантировал полный уход Заксобрания в законотворчество без политики, а Шанцев и правительство делают вид, что они отчитываются и контролируются депутатами.

Что касается послания губернатора, то тут мы наверняка столкнемся с очевидным пиар-проектом главы региона, с чем-то вроде «плана Шанцева». В конце 2005 и 2006 годов губернатор кратко подводил итоги перед депутатами. В конце 2007 года этого не было. Это означает, что послание губернатора к Заксобранию заменит ту куцую отчетность Шанцева, которая была в 2005 и 2006 годах? И тогда, и сейчас между губернатором и правительством, с одной стороны, и

ЗС НО с другой стороны, была и остается огромная дистанция. Помнится, как один из бывших депутатов Госдумы реагировал на триумфальные отчеты губернатора Шанцева: «Да, Валерий Павлинович сделал это, а мы-то тут причем?» Однако Лунина устраивает появление новых цивилизованных форм работы между правительством и ЗС НО, пусть и не наполненных реальным содержанием.

Председателя регионального парламента трудно винить в чем-то, кроме того, что он поступается принципами. Лунин копирует схему взаимоотношений Правительства РФ и Госдумы. Но именно при нем Заксобрание окончательно оформилось как придаток исполнительной власти, а централизация власти областным правительством превысила разумные рамки и подрывает местное самоуправление в том же Нижнем Новгороде.

Несмотря на появление таких новых форм, вроде правительственного часа и послания губернатора, становится понятно (и в первую очередь спикеру ЗС НО Виктору Лунину), что законодательная власть в регионах находится в имитационном, кризисном состоянии. Идет копирование работы Госдумы, но там депутаты работают на освобожденной основе! Если депутат появляется один раз в месяц, а то и реже, в нижегородском Кремле по депутатским делам, и раз в пять чаще по делам бизнеса, то как он будет спрашивать с правительства и губернатора за их работу? Какие интересы возобладают у народного избранника при работе с правительством — депутатские или производственные? Наконец, не является ли для многих депутатов их статус одной из подпорок этой производственной деятельности? От имитации и кризиса ЗС НО спасет только работа на профессиональной основе. Все остальное — от лукавого.

Понятно, что это невыгодно исполнительной власти. Очевидно, что и добрая половина депутатов от этого замысла не будет в восторге. Но законотворчество на общественных началах по определению ущербно. Только вряд ли Виктор Лунин даже решится обсуждать эту коренную, а не имитационную модернизацию работы законодательной ветви власти в регионе. Возможно, нужен переход к двухпалатному региональному парламенту, как это сделано в Свердловской области. Одна палата работает на профессиональной основе, другая — на непрофессиональной. Варианты есть. Без вариантов только одно — нужна политическая воля, существование которой под вопросом и у губернатора Валерия Шанцева, и у председателя Заксобрания Виктора Лунина.

Юлия Спиридонова