08-02-08

Политика

Шанцев и инструмент

Наступил новый период нижегородского парламентаризма. Шумные разборки, конфликты, столкновения идей и интересов и недопонимание остались в прошлом. «Стабильность и сотрудничество!» — говорят оптимисты. «Единоначалие и авторитарность…» — уныло утверждают другие.

Поучительная история

У Законодательного собрания Нижегородской области достаточно занимательная история. Но главным в жизни областного парламента всегда было взаимодействие с главой региона. Отношения с губернатором определяли все в работе Законодательного собрания. В зависимости от того, какими эти отношения были, такова была продуктивность и направленность работы областного законотворческого органа. Вторым по значимости фактором, влияющим на работу Законодательного собрания, всегда были взаимоотношения с главой Нижнего Новгорода. Особенно интригующие события происходили, когда главой области работал Иван Скляров, а главой города — Юрий Лебедев. Лебедев без устали давил на Законодательное собрание, чтобы те увеличили бюджет Нижнего Новгорода: расписывать, сколько в рамках областного бюджета достанется бюджету областного центра, — их задача. В свою очередь ЗС, вдохновленное губернатором, сопротивлялось.

Таким образом, традиции, чтобы областное Законодательно собрание слушалось губернатора, сложилась не вот сегодня. И даже не вчера — и в советские времена, когда глава области назывался по-другому, областной совет поддерживал все его начинания, и до исторического материализма гласные местной думы тоже правильно понимали своего градоначальника.

Хотя возможны и исключения.

Например, по-иному складывалась ситуация, когда спикером областного парламента стал Евгений Люлин, которого прочили и готовили в губернаторы. А губернатором стал Геннадий Ходырев. Тот самый, который, по замыслу людей, готовящих в губернаторы Люлина, главой области быть вообще не должен.

Тогда, конечно, губернатору доставалось от колючих депутатов. Работать Геннадию Ходыреву было непросто. Можно даже сказать, что губернатор работал в депутатской осаде.

С таким парламентом приятно иметь дело!

Чтобы эта ситуация не повторилась, Валерий Шанцев, который стал губернатором вместо Евгения Люлина, решил, что может обойтись и без такого неуживчивого парламента, который уже поднаторел в противогубернаторских шпильках.

Операция по созданию более лояльного губернатору областного парламента прошла успешно и, что удивительно, при помощи самого Евгения Люлина. От услуг которого впоследствии пришлось, конечно, отказаться.

И вот теперь в ЗС уже почти никто не хочет вести самостоятельных игр. С таким Законодательным собранием приятно иметь дело. Теперь можно и говорить о том, что главным ревизионным органом работы губернатора является он — областной парламент. И что областной парламент должен заслушивать отчеты главы области о свой деятельности, а глава области должен обращаться к парламенту с масштабным и монументальным посланием. Теперь все это можно делать спокойнее, потому что в глубине души знаешь — противодействия не будет.

Действующая cупермодель

По сути, свою модель работы с парламентом в ноябре 2007 года предложил президент России Владимир Путин. Тогда предстояли выборы в Государственную думу и президент, будучи на Дальнем Востоке, был спрошен простым рабочим парнем, сошедшим с плакатов о труде и простоте, сделанных в семидесятые, о том, почему людям нужно голосовать за «Единую Россию».

Отвечая на этот вопрос, Владимир Путин сказал много интересного. Правда, эти слова президента отчего-то мало транслировало телевидение. А сказал он вот что.

Во-первых, Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что не в восторге от людей, составляющих сегодня партию «Единая Россия». Президент сказал: партия составлена во многом из представителей начальства, а рядом с начальством всегда хочет быть много прихлебателей — они и стремятся в партию начальников.

В будущем, конечно, партию нужно было бы обновить и переформатировать, рассуждал вслух президент. Но сегодня, сказал он перед выборами, она должна победить. Прямо вот такая, которую слепили из того, что было (Владимир Путин почти такими словами и выразился).

Она должна победить, потому что президенту нужен инструмент для управления страной. Ему нужен инструмент для принятия необходимых стране законов. Нужен инструмент, который позволит исполнительной власти (президенту) функционировать без проблем.

Этим словами Владимир Путин в очередной раз подтвердил, что Россия — президентская республика. Это страна, в которой признается и по-настоящему работает только власть одного. А власть многих (парламент) — это именно инструмент в руках одного.

Данная модель, заявленная главой государства, с успехом перенимается младшими участниками вертикали власти. Парламент — инструмент в руках главы страны, области. Сегодняшний нижегородский областной парламент не выказывает намерений опротестовать это утверждение. Потому что каждый губернатор имеет тот парламент, которого заслуживает. И наоборот.