08-02-08

Спорт

Тоска по осени

В суперлиге чемпионата России сейчас перерыв, вызванный участием национальной сборной в Шведских хоккейных играх. Турнир возобновится 13 февраля: команды проведут еще по восемь матчей, после чего начнется плей-офф. К сожалению, вероятность того, что среди 16 коллективов, которые выступят на этой стадии, окажется нижегородское «Торпедо», фактически равна нулю. Ошибки руководства нашего клуба, хорошо игравшего осенью, привели к печальным последствиям.

 

Вплоть до начала декабря главным тренером автозаводской дружины был Владимир Юрзинов-младший. Можно сколько угодно рассуждать о том, что он недоработал с командой в предсезонный период, из-за чего игроки стали сдавать физически. Или о том, что он предоставлял им слишком много свободы. Как бы то ни было, Юрзинов давал результат. В 34 встречах под его руководством торпедовцы набрали 42 очка (разница шайб 86-95), на старте зимы они находились на 14-м месте в турнирной таблице. Тут-то и последовали оргвыводы. Губернатор Валерий Шанцев, являющийся финансовым покровителем клуба, посчитал, что это плохой показатель, и наставник, весной выведший «Торпедо» в суперлигу, был уволен. Кстати, без дела он оставался недолго: сына знаменитого тренера, тоже Владимира Юрзинова, пригласила к себе череповецкая «Северсталь». А в Нижний Новгород приехал матерый Петр Воробьев — давний знакомый Шанцева. Когда Валерий Павлинович руководил столичным «Динамо», Петр Ильич работал там тренером. И вот их пути-дороги снова пересеклись.

Наверное, губернатор действовал из лучших побуждений. Думал, что маститый специалист, входивший в тренерский штаб сборной России на победном для нее чемпионате мира-1993, вдохнет в «Торпедо» свежие силы. Но эти мысли оказались глубоко ошибочными. Воробьев, ориентиром для которого поставили 12-е место, попросту не прижился в коллективе. Что нисколько не удивительно. Придя в команду, он стал закручивать гайки. Игроков, многим из которых за тридцать, задавил колоссальными физическими нагрузками, был излишне строг с подопечными. В итоге они «посыпались» и с 14-й позиции, которую занимали при Юрзинове, опустились на последнюю 20-ю. В 12 поединках, проведенных при Воробьеве, нижегородцы набрали всего-навсего семь очков (разница шайб 20-37). Что и говорить, результат плачевный.

 

Лично я долго еще не забуду, как заканчивался домашний матч «Торпедо» с новокузнецким «Металлургом», состоявшийся 25 января. При счете 0:2 болельщики дружно стали скандировать: «Юр-зи-но-ва! Юр-зи-но-ва!» А когда прозвучала финальная сирена, на лед полетели пластиковые бутылки и прочие «посторонние предметы». Так публика выразила свое отношение к Петру Воробьеву, развалившему команду, которая до него приносила радость яркой атакующей игрой. Сломав то, что было раньше, Воробьев попытался воплотить в жизнь свой излюбленный принцип «сами не играем и другим не даем», но ничего не добился. И на следующий день после поражения от «Кузни» написал заявление об отставке.

Вообще, неизвестно, есть ли у Петра Ильича будущее в хоккее. В прошлом году он потерпел фиаско, работая с «Химиком» (чего Валерий Шанцев почему-то не учел), теперь — с «Торпедо». Причем у нижегородских журналистов порой складывалось впечатление, что 59-летний специалист устал от работы в профессиональном спорте. На послематчевых пресс-конференциях в его голосе звучали даже нотки равнодушия, а еще он откровенно… зевал. Хороший уровень культуры, не правда ли?

Лишь в одном Воробьеву нужно отдать должное. Он доверял местным молодым игрокам — воспитанникам СДЮШОР «Торпедо». Неплохо выглядел Владимир Галузин, при Юрзинове ни разу не выходивший на площадку, большую уверенность в себе почувствовал Дмитрий Клопов. А вот многие ветераны, наоборот, перестали верить в свои силы, поскольку тренер дал понять, что в его дальнейшие планы они не вписываются. Между прочим, одним из первых, кому Воробьев выразил недоверие, был любимец нижегородской публики — чешский вратарь Душан Салфицки. Петр Ильич хотел взять вместо него канадского голкипера. По словам самого Салфицки, за него вступился Валерий Шанцев. Однако у Душана все равно произошел психологический надлом, так что игра его стала нестабильной.

Отстояв бывшего вратаря сборной Чехии, губернатор в то же время не сделал очень важное дело. Во многом от него зависело, сумеет ли «Торпедо» укрепить свой состав в последний (декабрьский) дозаявочный период. Увы, хоккеистов, усиливших игру, в команде не появилось. А например, наш конкурент московский «Спартак» приобрел, кого хотел, и стал набирать обороты. Теперь «автозаводцы» значительно отстают от «спартаковцев», которые вполне могут пробиться в плей-офф.

Для нашей команды это недостижимо. Слишком много очков потеряла она благодаря Петру Воробьеву, утверждавшему, что «ниже 16-го места мы не опустимся». 30 января, при новом главном тренере Евгении Попихине, у нижегородцев была «битва» за предпоследнюю 19-ю позицию с новосибирской «Сибирью», и даже родные стены им не помогли. После этого поражения (1:3) и субботнего проигрыша челябинскому «Трактору» (2:3) от заветной зоны плей-офф их отделяют уже 12 очков — ликвидировать такой отрыв нереально. А это значит, что торпедовцам можно готовиться к следующему сезону (благо, никто не покидает элитный дивизион). Нынешний чемпионат для них, по сути, закончен.

В клубе как раз и рассчитывают, что Попихин проявит себя в сезоне-2008/2009. Удастся ли это бывшему защитнику московского «Динамо» и сборной СССР — посмотрим. В качестве главного тренера специалист, которому 19 февраля исполнится 48 лет, работал в двух клубах Швейцарии и в подмосковном «Химике». Причем команду из Мытищ он возглавил в апреле 2007, а 2 января 2008 был переведен на должность старшего тренера. Боссы «Химика» решили, что с обязанностями главного наставника Евгений Николаевич не справляется.

И здесь возникает очередной вопрос к «наставнику» «Торпедо» Валерию Шанцеву. Почему он не утвердил на посту «главкома» нижегородца Игоря Аверкина? Тот уже давно в тренерском штабе команды. В трудные моменты был у ее руля, и «торпедовцы» тогда играли совсем неплохо. Потом, правда, приходили более именитые специалисты. А сейчас самому Аверкину пора, наконец, делать имя. Тренер он вдумчивый, эрудированный, прекрасно находит с игроками общий язык. Тем не менее остается на вторых ролях, в тени ничуть не более опытного Попихина. Получается, москвичи, а точнее — бывшие «динамовцы», более близки Валерию Павлиновичу, чем нижегородцы.

Конечно, относиться к этому можно по-разному, но за Игоря Сергеевича мне лично обидно. И за команду, разумеется, тоже. Памятные осенние сражения, в которых она побеждала «Локомотив», «Ак Барс», «Авангард», ЦСКА и «Северсталь», на равных боролась с «Салаватом Юлаевым», «Магниткой», СКА, «Химиком» и «Динамо», вызывают сильную грусть. Когда еще это повторится…

Алексей Астахов