08-02-14
Политика
Говори не говори…
Нужна ли нижегородским чиновникам экспертная оценка их действий?
За прошедшее время в политической и экономической жизни нашей области произошли немалые изменения: была построена вертикаль власти, ориентированная на губернатора Валерия Шанцева, местная политическая элита сдала экзамен на выборах в Госдуму, выросли приток инвестиций и общая бюджетообеспеченность региона. Все эти перемены добросовестно отражены и проанализированы экспертами. Почему же общая тональность доклада вызывает ощущение тревожности и чувство неуверенности в завтрашнем дне?
Ведь эксперты не обнаружили в действиях нижегородских властей, за исключением некоторых пунктов, ничего такого, что свидетельствовало бы о расхождении их действий с политикой власти верховной, которая, если судить по итогам думских выборов, пользуется поддержкой большинства нашего народа.
Так, довольно надуманным кажется утверждение авторов доклада, что выстраивание «вертикали власти» на региональном уровне является «искажением федеральной конструкции управления и изменой логике федерального центра». Вряд ли можно согласиться с мнением экспертов, будто федеральный центр поощряет «соревнование политических элит на уровне субъектов федерации», поскольку страницей ранее они сами признают, что в проблемные регионы, где существует несколько центров влияния, сверху осуществляется назначение губернаторов-«варягов», подчиняющих себе региональную элиту. Принимая вывод политологов, что кадровые перемены в правительстве Нижегородской области представляют «рутинную ротацию, за которой пока что не просматривается полноценной кадровой стратегии», нельзя без известного скепсиса отнестись к их попытке поставить в пример нижегородским властям действия федерального центра. Из того факта, что административная реформа в России была декретирована правительством в октябре 2005 году, а нижегородский губернатор утвердил ее реализацию в области в декабре 2007 года, не следует, что кадровая политика в России, которую сами эксперты называют «неономенклатурной», является воплощением административной реформы, что, по общему признанию, закончилась, не начавшись.
Тем более сомнительным выглядит стремление экспертов усилить эффект от действительно имеющего место в области вытеснения крупным капиталом среднего и малого бизнеса апелляцией к словам президента Владимира Путина из Послания Федеральному Собранию РФ 2007 года: «Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности». Золотые слова. Только в сравнении с 2001 годом численность индивидуальных предпринимателей в России сократилась на 34,7%, а по сравнению с 2004-м — на 41,2%! По всей стране предприниматели не выдерживают конкуренции с крупными компаниями, их душат взятками и поборами, у них отбирают рабочие места, и Нижегородская область выглядит в этом отношении ничуть не лучше и не хуже других российских регионов. Зачем же противопоставлять реальные действия нижегородских властей публичным заявлениям первого лица государства, если общероссийская и нижегородская практика мало чем отличаются друг от друга?
Данные критические замечания, однако, не ставят под сомнение обоснованность и актуальность многих положений доклада. Вряд ли надо спорить с тем, что сохраняется скрытое напряжение в отношениях между губернатором Шанцевым и мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым, что происходит «зачистка» политического поля от некоторых партийных организаций и их лидеров, что в регионе набирает силу опасная тенденция отношения к кадрам по принципу «кто не с нами, тот против нас». Можно во многом согласиться, что пришло время пересмотреть некоторые приоритеты в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, что есть проблемы с прогнозированием и планированием финансов, что Инвестиционный совет при губернаторе «собирает и пропускает через себя всех желающих что-то делать в регионе, но не фокусирует потоки инвестпроектов на приоритетные территории развития». Заслуживают внимания предложения экспертов по «встраиванию» Нижнего Новгорода во внешнее экономическое пространство через определение оптимального размещения ключевого транспортного логистического и делового ядра нашего мегаполиса.
Но даже самые дельные идеи не воплотятся в действительность, если не встретят понимания тех, кто может их реализовать. Такими людьми в данном случае являются региональные власти, которым, в частности, и адресован аналитический доклад. Снизойдут ли нижегородские чиновники до того, чтобы дать публичную оценку этого коллективного труда или, по крайней мере, найдут ли они время для того, чтобы ознакомиться с ним? Это вызывает большие сомнения, так как если близкое окружение губернатора искренне верит в то, что «в Нижегородской области элиты нет и её надо создавать», то, тем более, с какой стати надо считаться с мнением экспертов, которые еще неизвестно, на чью мельницу воду льют?! И сами политологи, похоже, не испытывают иллюзий, что чиновники их услышат, иначе их прогнозные гипотезы на грядущий 2008-й не отличались бы таким пессимистическим характером. Плохо, когда лучшее отвергается как слишком хорошее, чтобы стать правдой. А что остается делать экспертам, коли властям до них дела нет? Если не веришь, будто что-то изменится, говори, что существующие тенденции сохранятся…