08-02-14

Политика

Из варяг в патриоты

Выдержки из Аналитического доклада Нижегородского центра социально-экономической экспертизы «Нижегородская область-2007: политические итоги года и прогнозные гипотезы-2008»

В 2007 г. закончился процесс реорганизации региональной политической элиты «под Шанцева». Памятное заявление 2007 г. заместителя губернатора Нижегородской области по государственно-правовому и организационному обеспечению Сергея Потапова о том, что в Нижегородской области элиты нет и её надо создавать, а также фото с огромной палицей в руках, которыми сопровождался этот материал в журнале «Newsmaker», можно считать символом происходивших перемен.

***

В <�некоторых> регионах… существует диверсифицированное пространство активности региональной элиты, то есть действует несколько региональных центров влияния, что создаёт предпосылку для соревновательности и, в этом смысле, для развития. Влияние федерального центра на поведение таких регионов осуществляется посредством назначения в губернаторы «варяга» (Калининградская, Нижегородская, Нов­го­род­ская и др. области), смена которого полностью зависит от воли федерального «верха». Доминирующая модель поведения губернаторов-«варягов» состоит в том, чтобы подчинить своему центру влияния те региональные элиты, которые готовы принять местную «централизацию» и вытеснить всех, кто продолжает держаться за принципы диверсификации и соревновательности в отношениях региональных элит.

***

Начавшийся в 2005 г. со вступлением Валерия Шан­цева в должность губернатора области, почти двухлетний процесс селекции региональной элиты «под Шанцева» завершился в 2007 г. отставкой Евгения Люлина с поста председа­теля Законодательного собрания Нижегородской области. С этого момента, один из центров влияния региональной элиты, существовавший до прихода Валерия Шанцева и активные действия которого не допустили в 2005 г. выдвижения на пост губернатора кандидатуры Геннадия Ходырева, — этот центр демонтирован. Второй центр регионального политического влияния из тех, что сформировались до прихода Шанцева, частично сохранил свой потенциал, хотя структурно действует согласно новому этикету местной «вертикали власти». Это администрация Нижнего Новгорода во главе с Вадимом Булавиновым. Его публичный облик почти полностью находится в тени губернатора, но всё-таки отличается от публичного облика Шанцева не сильно бросающимся в глаза, но существенным для публичной политики, потенциалом «местного патриотизма». В 2007 году губернаторский центр влияния из соображений политической целесообразности придерживался принципа «мирного сосуществования» в отношениях с администрацией Нижнего Новгорода. При этом административные, кабинетные отношения трудно назвать ровными и устойчивыми. Напротив, напряжения от скрытых противоречий, в основе которых лежит стремление губернатора централизовать в своих руках все ресурсы административного влияния на территории областного центра, — напряжения эти сохранялись в течение всего 2007 года.

***

Кадровые переме­ны в правительстве Ни­же­го­род­ской области, происходившие в 2007 году, не создают впечатления связи с направленным развитием системы управления, но представляют собой рутинную ротацию, за которой пока что не просматривается полноценной кадровой стратегии.

***

На конец 2007–начало 2008 гг. в сфере политических элит и в сфере кадровой работы в регионе действуют два вектора. В первой — вектор, направленный на полную лоялизацию по принципу «кто не с нами, тот против нас». Знаковой в этом плане является фигура Александра Бочкарёва. Во второй — вектор, направленный на профессионализацию деятельности институтов региональной государственной власти, где знаковым событием можно считать появление на должности председателя Законодательного собрания области фигуры В. Лунина и его намерение повысить эффективность работы принимаемых законов. Источником сложностей и противоречивых коллизий может быть то, обстоятельство, что при последовательной реализации названные вектора становятся несовместимыми…

***

С назначением Шан­­цева губернатором Ниже­городской области в регионе началось реформирование полей реальных и потенциальных конфликтов, которые придавали пикантности событиям 2007 года. Большинство этих конфликтов связаны с активными действиями региональной исполнительной власти и стоящих за ней групп федеральных и московских лоббистов. Продвижение интересов этих политических и экономических субъектов часто воспринимается в нижегородском сообществе как «экспансия», «захват» и питает миф о «московской оккупации».

***

Экспансия влияния фе­деральной номенклатуры и московских лоббистов в 2007 г. в наибольшей мере проявилась в трех сферах: торговля, строительство и земельные отношения. Земля является сегодня главным ресурсом в Нижегородской области. Поэтому областные власти по возможности сконцентрировали на своём уровне рычаги управления землёй. Это подготовило быстрый приход в регион московских строительных компаний. Их агрессивное вхождение на нижегородский рынок строительства жилья фактически привел к скрытому конфликту с нижегородским строительным лобби, частично представленным в городской Думе Нижнего Новгорода.

***

Смысл ряда конфликтных напряжений, в частности, в том, что администрация Нижнего Новгорода существенно ограничена в возможностях участия в формировании политики застройки, — теперь это прерогатива регионального правительства. Давление московских строительных компаний лишает местный строительный бизнес выгодных заказов и возможности их реализации.

***

Электоральный Нижний Новгород, как и другие города-миллионники, показал большую самостоятельность по отношению к «партии власти», дав «Единой России» 54,51%, КПРФ — 13,67%, «Справедливой России» — 13,37% и ЛДПР — 7,63%. В данном случае — это показатель большей требовательности к власти и более высокого качества городских трудовых ресурсов в сравнении с сельскими (чем выше профессиональная квалификация людей, тем меньше в них раболепия). С другой стороны, если бы губернатор области организовал региональный съезд «Единой России» и повторил бы на своём уровне публичный призывный жест президента, возможно, городское электоральное общество в ответ выступило бы на выборах благожелательнее. Но централизованный общий политический порядок кампании, в т.ч. и «Единой России», не предполагал активной публичной роли губернаторов.

***

Ключевым условием движения региона к светлому будущему является модернизация системы ре­гионального управления на основе задач административной реформы. Отставание от графика реформы и традиционное стремление отчитаться о быстром и качественном исполнении порученного может стимулировать активную имитацию досрочного выполнения и перевыполнения заданий при фактической консервации реального отставания и архаичности управленческих процедур. В перспективе 2008 г. регион, по всей вероятности, не преодолеет возникшего отставания.

***

В перспективе 2008 г. вероятнее всего, сохранится практика точечных инвестиций, совокупный объём которых может продолжать расти. Ситуацию сможет поменять новая система оценки деятельности губернаторов, построенная на основании достигнутых показателей социально-экономического развития.